Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Исоченко А.Н., подполковник запаса ФСБ России

ЛИПЕЦКИЙ СЛЕД. ГРИЗОДУБОВА В.С.

    В истории липецкой военной авиации есть одна малоизвестная страница, связанная с базированием на аэродроме «Липецк-2» летом 1943 года оперативной группы 101-го авиационного полка (АП) авиации дальнего действия (АДД) Героя Советского Союза полковника Валентины Степановны Гризодубовой.

СПРАВКА
    Гризодубова В.С. 1909 года рождения, уроженка города Харькова. Известная советская летчица, Герой Советского Союза (1938 год, первая среди женщин), Герой Социалистического Труда (1986 год), гвардии полковник. Участник Великой Отечественной войны. Совершила 204 боевых вылета, из которых 132 были выполнены ночью. С 1946 года Гризодубова работа-ет заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Под руководст-вом Валентины Степановны были успешно проведены лётные испытания всей линейки бортовой аппаратуры, разработанной в институте,
в том числе станций перехвата и прицеливания «Кобальт», «Торий», «Коршун», «Изумруд», «Сокол». С 1972 года и до конца жизни являлась заместителем начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Звание Героя Социалистического Труда Гризодубовой В. С. присвоено 6 января 1986 года за многолетний доблестный труд. Жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
    В 1934-35 годах Гризодубова В.С. – лётчик агитационной эскадрильи имени Максима Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кавказом, Ферганской долиной. В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах.
    24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа, вместе с Полиной Осипенко и Mариной Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37), совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). Окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского Воздушного флота.

    В 1939 году Гризодубова В.С. была на-
значена на должность начальника Управления Международных воздушных линий СССР. Используя свою известность и знакомства в высших
кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы. Во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.
    В 1941 году она вступила в ряды ВКП (б). Когда началась Великая Отечественная война, Валентина Гризодубова в первый же день подала рапорт об откомандировании её на фронт. Но ей отказали: у командующего ВВС были другие планы.

    С марта 1942 года полковник Гризодубова В.С. - командир 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Полк, укомплектованный лётно-подъемным и техническим составом, в основном призванным из Гражданского Воздушного Флота, по заданиям Центрального штаба партизанского движения выполнял полёты по переброске людей и грузов в партизанские отряды, действующие на территории оккупированной Украины.
    Действуя в тылу врага, партизаны наносили ему огромные потери, срывали планы, замыслы и сроки операций немецко-фашистского командования. Только в июле 1943 года, во время сражения на Курской дуге, украинские партизаны пустили под откос 349 эшелонов с личным составом, оружием, боеприпасами и другой военной техникой врага, которые следовали на фронт. Партизанские соединения и отряды в рейдах по территории Украины успешно громили вражеские тыловые объекты. Одно лишь соединение генерал-майора М.И. Наумова, пройдя с боями по территории Киевской и Житомирской областей 2500 километров, уничтожило 104 фашистских гарнизона.

    В соответствии с оперативным планом боевых действий на весенне-летний период 1943 года, разработанным ЦК КП (б) Украины и утверждённым ЦК ВКП (б), на авиацию была возложена задача по обеспечению партизан Украины всем необходимым.
    В начале июня 1943 года 10 самолётов Ли-2 из состава полка (старший группы полковник Гризодубова В.С.) перелетели с основного места базирования в населённом пункте Монино Московской области, на военный аэродром в городе Липецке. Это в первую очередь было связано с активизацией партизанского движения на территориях временно занятых врагом УССР (рейды отрядов Ковпака в Карпатах, Наумова и Мельника по Южной и Юго-Западной Украине) и недостатком тёмного времени для длительных перелётов в глубокий тыл противника.
    Полёты с липецкого аэродрома проходили успешно. В партизанские отряды по воздуху доставляли оружие, взрывчатку, медикаменты, оборудование и расходные материалы для типографий, продовольствие. Обратно на большую землю эвакуировали раненых и детей. Всего за время базирования лётчиками оперативной группы 101-го авиационного полка с аэродрома «Липецк-2» было выполнено 157 вылетов. Из них с посадкой на подготовленные в лесу площадки - 59, с использованием парашютов - 98. Всего же было переброшено 181 тонна различных грузов (в основном оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ), перевезено (с посадкой и выброской) 194 человека. На Большую землю эвакуировано 547 детей, раненых и больных партизан.

    Кроме того, на партизанских базах выгружались кинопередвижки и новые кинофильмы, политическая и художественная литература, газеты, листовки. В отдельных случаях, когда в некоторых отрядах создавалась критическая обстановка с питанием, страна посылала народным мстителям и продовольствие. Большое значение имело и своевременное обеспечение партизан медикаментами, медицинским оборудованием, квалифицированными врачами, а крупных соединения – походными госпиталями.
    Полковник Гризодубова В.С. лично выполняла полёты за линию фронта днём и ночью, в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии на земле и истребительной авиации противника в воздухе.

    Как командир полка она большое внимание уделяла лётной под
готовке своих экипажей. Для этого Гризодубова занимала в самолёте место второго пилота и строго контролировала действия экипажа на различных этапах полета: на боевом курсе, во время бомбометания. Особое
внимание обращала на взаимодей-ствие членов экипажа в воздухе. Испытав сполна на себе все трудности сложных боевых полетов на Ли-2, она с особой силой ощущала, что выполнять задание без предварительной подготовки нельзя. И готовилась к каждому боевому полёту. По примеру командира тщательно тренировались и другие экипажи. Обязательно намечались 2 - 3 варианта полёта. Экипажи изучали задание, отрабатывали вопросы взаимодействия на борту корабля, чтобы в деталях представлять себе, что и кому предстоит делать на различных этапах полёта.
    Героических эпизодов из боевой биографии Валентины Степановны Гризодубовой можно привести немало. Бывший начальник штаба 101-го полка гвардии подполковник А.М. Верхозин в своих воспоминаниях пишет: «Много сил и энергии вложила эта женщина в боевую работу полка. Были у неё и волнения, часы нелёгких раздумий. Немало трудностей отпустила ей жизнь: очень сложно отвечать за людей, воспитывать их, вести в бой. Но подлинное счастье испытывала Валентина Степановна, когда видела, как стойко и самоотверженно бились с фашистами экипажи её прославленного в боях авиационного полка».

    За всё время нахождения в Липецке оперативной группы 101-го АП АДД в боевых условиях не было потеряно ни одного самолёта. Вместе с тем, не обошлось без чрезвычайных происшес-твий на земле. Во второй половине дня 30 июня 1943 года, когда после напряжённых ночных полётов лётно-подъёмный состав отдыхал под крыльями своих самолётов, началась подготовка воздушных судов, рассредоточенных на границах аэродрома, к новой лётной смене. Командир транспортного Ли-2 бортовой номер 20, старший лейтенант Соловей С.А. и штурман лейтенант Москаленко П.Н. лежали в тени своего только что загруженного 1 800 килограммами взрывчатого вещества, самолёта. К самолёту подъехала ещё одна автомашина с грузом для партизан, приёмом которого руководил борттехник, старший сержант Зозуля А.П. Выкурив по папиросе, лётчик и штурман собрались перейти с солнцепёка в тень крыла другого воздушного судна. И вдруг – страшный взрыв! Самолёт вспыхнул и мелкими частями разлетелся во все стороны. Контуженные, поцарапанные мелкими осколками Соловей и Москаленко чудом остались живы. Погибли борттехник старший сержант А.П. Зозуля, механик старшина П.С. Оноприенко, бортрадист сержант Н.С. Соколов, воздушный стрелок старшина П.И. Зайченко, авиационные механики сержанты М.А. Фокин и П.И. Горбунов, мотористы рядовые Н.Е. Кулиш, В.А. Косточкин и Е.С. Горбачёв. Погибли и три партизана из погрузочной команды, фамилии которых установить не удалось. Все были захоронены в братской могиле на Преображенском кладбище города Липецка. В ходе подготовки к празднованию юбилея Великой Победы в 1985 году их останки были перенесены на Площадь Героев областного центра.

    Расследование, проведённое органами военной контрразведки «СМЕРШ», установило причины случившейся трагедии: команда, доставившая взрывчатку на аэродром, погрузила тол и взрыватели к нему навалом. Это было грубым нарушением давно существующих правил раздельной перевозки ВВ и средств инициирования. Командованием АДД и руководством партизанского движения были сделаны соответствующие выводы. Кроме утраты боевых товарищей, взрывом был нанесён и большой материальный ущерб: рядом с взорвавшимся самолётом стоял ещё один Ли-2. Его плоскости и фюзеляж оказались настолько деформированным, что отремонтировать воздушное судно можно было только в заводских условиях, для чего необходимо было разобрать на части и отправить по железной дороге. На это потребовалось бы много времени, а Ли-2 был крайне востребован для полётов к партизанам.
    Одни из лётчиков, командир эскадрильи майор С.С. Запылёнов предложил ускорить дело, перегнав самолёт по воздуху. Начальник ИАС полка майор-инженер Н.И. Милованов долго думал, несколько раз проверил узлы крепления крыльев, фюзеляж, шасси, целостность топливных баков и наконец, разрешил выпустить его в полёт без экипажа. И майор Запылёнов один улетел на неисправной машине на завод. Экипаж уехал следом, поездом. Дней через десять они уже все вместе прилетели обратно. Самолёт был капитально отремонтирован, а уже ночью улетел к партизанам.
    В начале июля 1943 года план снабжения украинских партизан боеприпасами был выполнен и экипажи оперативной группы 101-го АП АДД в полном составе вернулись к месту своего постоянного базирования в Монино. До окончания Великой Отечественной войны оставалось почти два долгих и тяжёлых года…