Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Исоченко А.Н., подполковник запаса ФСБ России

ЛИПЕЦКИЙ СЛЕД. СТЕПАНИЩЕВ М.Т.

    Яркой звездой в плеяде выдающихся лётчиков штурмовой авиации Великой Отечественной войны 1941-1945 года, стал наш земляк, уроженец деревни Колесово Задонского района, Михаил Тихонович Степанищев. 

 Участник войны с первых её дней, Степанищев М.Т. прошёл славный боевой путь от рядового лётчика самолёта-штурмовика Ил-2 до заместителя командира 76-го гвардейского штурмового Мелитопольского Краснознамённого ордена Кутузова 2-й степени авиационного полка (76 ГШАП), совершив 234 боевых вылета. За проявленное при этом личное мужество и героизм, высокое профессиональное мастерство Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года и 29 июня 1945 года гвардии майору Степанищеву М.Т. дважды было присвоено звание Героя Советского Союза. Он также награждён орденом Ленина, четырьмя орденами

Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени и многими медалями.
    Ровесник Октября, М. Т. Степанищев родился в большой и бедной семье, рано познав все тяготы и невзгоды тяжёлого крестьянского труда. Во время учёбы в школе умер отец, оставив на руках матери десять детей. Занятия в ней пришлось совмещать с домашними заботами по уходу за младшими братьями и сёстрами, работой в поле и на огороде. Окончив начальную в селе Колесово, а затем и Хмелинецкую семилетнюю школу, в 1932 году он поступил в Задонское фабрично-заводское училище (ФЗУ). Дальнейшая судьба М.Т. Степанищева связана с Донбассом, на шахты которого он уехал работать после его окончания. Там, без отрыва от производства, учится покорять «пятый океан» в местном аэроклубе. Физически крепкий, увлечённый романтикой неба, Степанищев под руководством опытных инструкторов «Осоавиахима» легко познаёт азы лётной работы.
    Героические подвиги советских лётчиков, спасающих полярников с парохода «Челюскин», беспримерный перелёт В.П. Чкалова через Северный полюс в Америку окончательно определили выбор дальнейшего жизненного пути нашего земляка. Летать, летать и ещё раз летать! После призыва в январе 1938 года на срочную службу в армию, М.Т. Степанищева направляют на учёбу в 11-ю школу пилотов, ставшую затем знаменитым Ворошиловградским Высшим военным авиационным училищем штурманов (ВВАУШ) им. Пролетариата Донбасса.
СПРАВКА 
16 октября 1930 года был подписан приказ о создании в городе Луганске 11-й школы военных пилотов. Вблизи кургана «Острая Могила» с весны 1931 года началось интенсивное строительство служебных зданий, технических сооружений и жилых домов. «Первый красный офицер» Климент Ефремович Ворошилов на санях приезжал сюда лично, чтобы выбрать место для будущего аэродрома. Уже осенью 1931 года состоялся первый выпуск летчиков в количестве 130 человек. А 16 января 1934 года 11-й школе военных пилотов было присвоено имя Пролетариата Донбасса. Известный довоенный фильм «Истребители», с актером Марком Бернесом в главной роли, снимался на его территории. В свое время это авиационное училище закончил Герой Советского Союза Николай Гастелло, бессмертный подвиг которого в годы Великой Отечественной войны повторят десятки его выпускников.
    По взглядам военного руководства страны, основной ударной силой Красной Армии при осуществлении непосредственной авиационной поддержки наземных войск, считалась штурмовая авиация. В соответствии с Полевым уставом РККА 1940 года, на неё возлагались задачи по огневой поддержке наступающих наземных войск, нанесения ударов по танковым и моторизированным колоннам противника, вывод из строя мостов, переправ, железнодорожных станций и находящихся на них воинских эшелонов. На вооружении штурмовых авиационных полков перед войной состояли устаревшие истребители-бипланы И-15 и И-153, оборудованные простейшими прицельными приспособлениями для использования обычных авиабомб и реактивных снарядов. Первый полноценный штурмовой самолёт ВВС Красной Армии - одноместный бронированный Ил-2, начал серийно выпускаться на Воронежском авиационном заводе № 18 только в марте 1941 года. Война показала, что именно самолёт Ил-2 стал самым полезным оружием для нашей пехоты и самым страшным для врага. С ростом значения авиационной поддержки в сражениях Великой Отечественной войны, неуклонно увеличивался и удельный вес данного типа самолёта в общем составе авиации ВВС Красной Армии (от 0,2% в начале, до 29-32% в конце войны). Для сравнения: количество дневных бомбардировщиков с осени 1942 года и до конца войны никогда не превышал 14-15% от общей численности боевых машин ВВС страны.

Самолёт-штурмовик Ил-2

 

    Считается, что к началу войны на новую технику было переучено всего 60 пилотов (из 325 по плану) и 102 технических специалиста, но ни один из них к роковому дню начала войны не успел вернуться в свои части... Отсутствие подготовленных лётчиков и эффективных средств поражения, а также единого взгляда на тактику применения штурмовой авиации в бою, самым негативным образом отразилось на её практическом использовании и привело к большим, зачастую неоправданным, потерям.
СПРАВКА
За годы войны авиационной промышленностью СССР было выпущено 36154 самолёта Ил-2. По состоянию на 10 мая 1945 года в составе воздушных армий фронтов насчитывалось всего 3 289 самолёта данного типа. О масштабах потерь можно судить по количеству авиационных полков отправленных в тыл на пополнение личным составом и техникой. Из общего количества подготовленных и направленных на фронт в годы Великой Отечественной войны 356 штурмовых авиационных полков, 140 воинских частей проходили эту процедуру один раз, 103 дважды, 61 трижды, 31 четыре и 21 – пять раз.
В общем количестве погибших в годы лётчиков ВВС Красной Армии (27 600 пилотов), потери личного состава штурмовой авиации составили около 1/3 или 7 837 человек.
    Степанищеву пришлось познать всю горечь отступления начального периода Великой Отечественной войны, когда под натиском врага части нашей армии откатывались на восток. Битва на Волге, ликвидация Никопольского плацдарма и освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, разгром Восточно-прусской группировки, штурм Кенигс берга - вот этапы его боевой биографии. Смелый и решительный лётчик, закалённый в тяжёлых оборонительных боях, Михаил Тихонович проявил себя в дальнейшем и, как умелый воздушный командир.
    Так, в представлении к награждению своего комэска гвардии старшего лейтенанта Степанищева М.Т. первым орденом «Красного знамени» в августе 1943 года, командир 76 ГШАП гвардии майор Семёнов В.С. отмечал, что он «Свою эскадрилью водит в бой с большой отвагой и искусством. Боевые задания выполняет смело и отважно, не зная страха в борьбе с фашистскими захватчиками». Уже занимая должность штурмана полка, наш земляк, гвардии капитан Степанищев М.Т., в представлении ко второму ордену «Красного знамени» в июле 1944 года характеризовался вышестоящим командованием не только как отважный лётчик, но и как талантливый руководитель:
«На боевые задания водит группы с высоким мастерством. Лётный состав к боевым вылетам готовит отлично, благодаря чему лётчики выполняют поставленные задачи точно и с большой эффективностью. Сам лично выполняет задания самые трудные и сложные, нанося противнику большой урон в живой силе и технике, примером мужества и отваги увлекая за собой лётный состав над полем боя».
    Небывалой мощи штурмовой удар нашей авиации был обрушен в последние месяцы войны на столицу Восточной Пруссии город-крепость Кенигсберг. Михаилу Степанищеву по нескольку раз в сутки приходилось поднимать в воздух своих подчинённых, что требовало нечеловеческого напряжения сил, большой выдержки. 7 апреля 1945 года он со своей группой четырежды штурмовал плацдарм юго-западнее города-крепости. Как огненный смерч, они сметали вражеские батареи, личный состав, боевую технику и склады с боеприпасами, горюче-смазочными материалами. Одна из фронтовых газет тогда писала: «В боях за Восточную Пруссию гвардейские экипажи под командованием Героя Советского Союза гвардии майора М.Т. Степанищева прославились и, как истребители танков.
    Так, в одном бою после нескольких заходов на цель на поле боя горело четыре вражеских танка. В другой раз с этой шестеркой он уничтожил ещё три боевые машины противника. Нередко случалось Михаилу Степанищеву встречаться над целью с немецкими самолётами. И здесь он оставался верен себе, диктуя свою волю противнику. А когда вражеские истребители пытались напасть на от важный экипаж с тыла, их встречал метким огнем воздушный стрелок гвардии старшина С.К. Горбунов. Всего за время боев в Восточной Пруссии им сбито 4 «фокке-вульфа» лично и 12 вражеских машин в групповых боях.
    Близился крах третьего рейха. Отчаянные попытки гитлеровцев спасти положение не увенчались успехом. Советские войска неудержимо рвались к Берлину. Михаилу Сте панищеву не пришлось участвовать в штурме логова фашизма: в одном из боев он был повторно ранен и День Победы встретил в госпитале...
    За проявленное личное мужество и героизм в боях на территории Прибалтики, Белоруссии, Восточной Пруссии Герой Советского Союза Михаил Степанищев 25 июня 1945 года был награжден второй Золотой Звездой.
    Президиум Верховного Совета СССР постановил поставить бронзовый бюст дважды Героя на его родине, в селе Хмелинец. 

    Уже после войны состоялась эта встреча «сталинских соколов» в Москве. На снимке Михаил Тихонович рядом с лётчиком-истребителем трижды Героем Советского Союза Иваном Никитовичем Кожедубом и лётчиками-штурмовиками дважды Героями Советского Союза майорами Бедой Л.И. и Гареевым М.Г. После окончания Великой Отечественной войны майор Степанищев продолжил службу в 76-м гвардейском штурмовом Мелитопольском Краснозна-мённом ордена Кутузова 2-й степени авиационном полку.

     Жизнь нашего земляка трагически прервалась 8 сентября 1946 года, когда в его рабочем кабинете раздался выстрел из табельного ТТ...

    Война сильно деформирует психику человека и это особенно заметно проявилось сразу после её окончания, когда многие закалённые в боях фронтовики не смогли найти себя в мирной жизни. Одновременно всплыли все болезни, скрываемые во время боевых действий сильнейшим нервным напряжением. Днем для своих подчинённых майор Степанищев М.Т. был подтянутым, авторитетным боевым командиром, а ночью мучился от нестерпимой боли. Лётчик от Бога, он не представлял своего существования без авиации.
    Вместе с тем, здоровье и силы стремительно оставляли его: сказывались последствия тяжёлой травмы головы (ушиб головного мозга с механическим повреждением его лобной доли) и контузии позвоночника в поясничной области. После лечения в госпитале врачебно-лётной комиссией Степанищев был признан не годным к летной работе. Но тогда Михаил Тихонович всё-таки сумел вернуться в строй. Более того, после этого ранения он совершил ещё около ста успешных боевых вылетов и стал дважды Героем Советского Союза.
    Подлинная информация о причинах самоубийства майора Степанищева М.Т. широкого распространения не получила. Добровольный уход из жизни в мирное время коммуниста, боевого офицера-орденоносца был негативно воспринят, как командованием ВВС, так и политическим руководством страны-победителя. Поэтому похоронили Михаила Тихоновича без особых почестей по последнему месту службы на Старом кладбище в городе Барановичи Брестской области (Белоруссия). Полагающийся по закону бронзовый бюст на родине был установлен только через несколько лет после его трагической гибели (официально он «скончался от ран»).
    Проходят годы, но светлая память о нашем земляке отважном лётчике-штурмовике, Дважды Герое Советского Союза майоре Степанищеве М.Т. продолжает жить в сохранившихся воспоминаниях его однополчан, музейных экспозициях, названиях улиц в городах Липецке и Задонске. Это память о нём и, о всех погибших за нашу Родину в той страшной войне.