Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

А.А. Бардокин, подполковник запаса

ТРАДИЦИЯМ ВЕРНЫ

    Моя служба в войсковой части 10226 началась в ноябре 1982 года. Прибыв по замене из Забайкальского военного округа, я был назначен на должность командира роты связи, которая обеспечивала связью штаб и войсковые части Липецкого авиацентра.
    Несмотря на стандартное наименование – рота связи, подразделение было весьма своеобразным. Личный состав роты состоял как из офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, так и из военнослужащих-женщин и женщин гражданских служащих. Причем женщин было более половины постоянного состава подразделения. Особенностью женской «половины» роты также являлся возраст – от 19-ти лет до 1919 года рождения.
    Своеобразным был и состав солдат и сержантов срочной службы. К роте были прикомандированы солдаты и сержанты, которые несли службу в так называемом «комендантском взводе», а также в штабе и отделах Центра. Таких военнослужащих было зачастую больше, чем штатного личного состава. И всех их надо было разместить, обмундировать, накормить, держать на контроле.
    Наряду с основной задачей роты по обеспечению связью штаба и частей Центра на роту возлагались обязанности по поддержанию в надлежащем порядке части служебной территории в военном городке «Липецк-1». А это уборка, дернование газонов и обочин, посадка и опиловка деревьев и кустарников, побелка бордюров и т.д. и т.п. И на выполнении этих работ были постоянно задействованы практически все сержанты и солдаты роты. Успешное решение всех этих задач стало возможным при действенной помощи командиров взводов Лисового А.Г., Иванова С.О. и старшины роты Кривенцова А.И.
    На первых порах моего становления в должности командира роты я постоянно ощущал пристальное внимание к себе командования части. Иногда казалось, что мне не всегда

доверяют, слишком контролируют, порой проявляют чрезмерную требовательность. И только позже, уже будучи начальником штаба, пришло понимание того, что командир части подполковник Верстаков В.В., начальник штаба майор Белобрагин Ю.Ф., заместители командира майоры Пукин О.М., Бабенко А.И., Астахов В.А. методично и настойчиво учили меня руководить коллективом, воспитывали во мне необходимые командирские навыки.
    В январе 1988 года я был назначен начальником штаба части 10226 (204-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения – ОБС и РТО). Из наименования части следует, что батальон предназначен для самостоятельного выполнения всех стоящих перед ним задач по связи и радио техническому, а точнее, радиолокационному обеспечению.
    И в части для этого имелось все необходимое: боеготовые средства связи, радиолокации и АСУ, тыл с вещевой и продовольственной службой, техническая часть, склад ГСМ, финансовая служба, автотранспорт, радиомастерская, врач части, учебный взвод для подготовки молодого пополнения срочной службы. В батальоне был даже свой склад стрелкового оружия и боеприпасов к нему.
    Но главным во всем этом были, конечно, люди: солдаты, сержанты, прапорщики, офицеры, гражданские служащие, которые обеспечивали полеты, несли службу в нарядах и караулах, обеспечивали деятельность подразделений батальона всем необходимым. Большинство из них были первоклассными специалистами, способными

успешно справляться с повседневными обязанностями и решать внезапно возникающие задачи. Не могу не остано-
виться на деятельности штаба части. Штаб осуществлял планирование повседневной деятельности батальона, согласование мероприятий, проводимых всеми службами батальона, выполнение работы по ведению несекретного и секретного делопроизводства, ведению личных дел военнослужащих, учёту личного состава. Чего стоило ежемесячное планирование несения службы офицерами и прапорщиками в нарядах и караулах. Секретная часть обеспечивала надежное хранение специальной литературы, блоков и документации к аппаратуре государственного опознавания и надлежащее обращение с ними. Долгое время на секретную часть была возложена задача по обеспечению специалистов авиационных частей, дислоцировавшихся в то время на аэродроме «Липецк-2», документацией к аппаратуре государственного опознавания.
    Нельзя обойти вниманием деятельность командиров учебных взводов. Эти офицеры добросовестно выполняли обязанности по приему, размещению, организации обучения молодого пополнения, обеспечивали в учебных подразделениях надлежащие внутренний порядок и дисциплину. Одновременно с этим они постоянно являлись всевозможными ответственными за что-то и председателями различных комиссий, которые необходимо было создавать в части в немалом количестве. Всё это требовало от офицеров добросовестности, разнообразных знаний и полной самоотдачи.
    Существующая структура батальона, имеющиеся средства связи, радиолокации, АСУ и материальная база, наличие подготовленного личного состава позволяли успешно решать все стоящие перед нами задачи. Батальон обеспечивал полеты авиационных частей на аэродромах «Липецк-2» и Воронеж, обеспечивал связью штабы Центра и воинских частей в городке «Липецк-1».
 Благодаря грамотному планированию, вдумчивой работе командиров и политработников служба в батальоне проходила в «штатном» режиме, хотя это было не всегда легко и просто.
    Но после 1991 года наступили «интересные» времена. Вооружённые силы, как и вся страна, вступили в череду бесконечных перемен, которые не миновали и 204-й ОБС и РТО. Батальон прошёл через несколько организационно-штатных мероприятий. В результате из состава части были исключены узел связи в городке «Липецк-1» и подразделение, дислоцированное в г. Воронеже. Увольнение и перемещение офицеров, приход в батальон военнослужащих из других частей могли сказаться на качестве выполнения поставленных задач. Возникли проблемы с материальным снабжением, особенно с ГСМ, АКБ и комплектующими для средств обеспечения полётов.
    По причине нахождения ремонтных предприятий на территории Украины стали невозможными капитальные ремонты радиовысотомеров. Катастрофически сократилось количество солдат и сержантов срочной службы. В связи с этим на оставшийся личный состав в несколько раз возросла нагрузка по несению службы во внутренних нарядах и караулах. Был период, когда в течение нескольких месяцев личный состав батальона был вынужден через сутки заступать в гарнизонный караул.

    Отсутствие солдат и сержантов срочной службы, которые являлись операторами и механиками, могло сказаться на безопасности полётов. В экстренном порядке были проведены мероприятия по привлечению на службу по контракту женщин. В короткий срок было проведено их обучение и допуск к самостоятельному обеспечению полётов. Всё это усугублялось тем, что личный состав по нескольку месяцев не получал денежное довольствие.
    И как всегда, командование части, личный состав подразделений оказались способными даже в таких трудных условиях находить решение возникших проблем и выполнять поставленные задачи. В этом помогли высокий профессионализм офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, верность традициям несения службы, сложившимся за годы существования батальона.
    В 1994 году батальон был выведен из состава Липецкого авиацентра и подчинен командованию 16-й ВА, а затем 105-й БАД, расположенной в г. Воронеже. 9 мая 1995 года была последняя в истории батальона лётная смена. Личный состав части обеспечил участие экипажей Липецкого авиацентра в воздушной части парада Победы на Красной площади в Москве.
    К сожалению, в апреле 1998 года войсковая часть 10226 была расформирована.
    Я всегда с чувством особой благодарности вспоминаю службу в батальоне и людей, с которыми был в одном армейском строю все эти годы.