Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 ***** 

П.В. Сафронов

    "Офицерами

                  становятся..."

Исоченко А.Н., подполковник запаса ФСБ России

ЛИПЕЦКИЙ СЛЕД. БАРКОВСКИЙ В.А.

    20 мая 1942 года с аэродрома «Липецк-1» на перехват немецкого самолёта, осуществлявшего воздушную разведку военных и промышленных объектов в районе города Ельца, был поднят истребитель, который пилотировал лейтенант Виктор Антонович Барковский. Смело атаковав вражеский «юнкерс», он пулемётными очередями заставил его экипаж маневрировать, сорвав тем самым проводимую фотосъёмку. А вскоре ему удалось и повредить один из его двигателей, после чего воздушное судно развернулось и со снижением, продолжило полёт к линии фронта. Под прикрытием плотного огня бортовых стрелков Ju-88D-2 со всеми отснятыми в ходе многочасового разведывательного полёта материалами, стремительно уходил к своим. К тому времени на истребителе Барковского закончился боекомплект, и таран оставался единственным способом остановить вражеский самолёт-разведчик… По данным противника, в этот день из разведки по маршруту Касторное-Липецк-Ливны не вернулся Ju-88D-2 бортовой номер 2832, 3-й дальнеразведывательной эскадрильи 10-й разведгруппы Главного Командования люфтваффе (OKL).

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за исключительный героизм и самопожертвование во имя Родины, младшему лейтенанту В.А. Барковскому было присвоено высо-кое звание Героя Советского Союза (посмертно). Самолёт и его лётчик входили в состав 591-го истребительного авиационного полка (ИАП) Войск ПВО территории страны, сформированного в городе Липецке в начале Великой Отечественной войны. Младший лейтенант В.А. Барковский стал единственным военнослужащим, получившим такую высокую награду за подвиг, совершенный на липецкой земле.  

     591-й ИАП был создан осенью 1941 года в нашем городе на базе одной из эскадрилий Липецкого авиационного учебного центра (ЛАУЦ). К началу войны она насчитывала 60 боевых и учебных самолетов, на каждого техника приходилось по 2-3 машины. Боевое дежурство в системе ПВО Липецкого района выполняли шесть летчиков постоянного состава: все остальные слушатели в спешном порядке убыли в свои части. Дежурили парами – два часа в кабине, четыре часа отдыха и снова в самолёт. Через некоторое время количество летчиков прибавилось за счет инструкторов Ульяновской и Одесской летных школ, а также выпускников Качинского авиационного училища. Бывшие курсанты прибыли в гражданской одежде и довольно долго не могли экипироваться. Никто из них не летал до этого на истребителях, но переучивание прошло без особых ЧП.

    В связи с наличием реальной угрозы нанесения фашистами бомбовых ударов по городу приказом от 12 октября 1941 года авиационная эскадрилья (АЭ) была преобразована в полноценный истребительный авиационный полк.

Истребитель И-16

Истребитель И-153 "Чайка"

    Первоначально полк имел трех эскадрильный состав: 1-я АЭ на самолётах МиГ-3, 2-я на И-153 и 3-я на И-16 и его формирование проходило на аэродроме «Венера». Личный состав полка с включением в состав 52-й авиационной дивизии (АД) 2-й воздушной армии (ВА), поздравил командир части майор Н.Ф. Божинский.
   Комиссаром полка был назначен батальонный комиссар П.И. Бубённов, зам. командира полка стал капитан B.C. Кочнев, начальником штаба ст. лейтенант М.И. Колтаков и начальником связи ст. лейтенант В.Л. Каплин.

СПРАВКА
12 октября 1941 года, когда был сформирован 591-й ИАП, из Главного штаба ВВС поступило приказание о немедленной эвакуации Липецкого авиационного учебного центра в Сергиевский район Куйбышевской области. А уже к 26 октября тринадцатью эшелонами ЛАУЦ был переправлен на станцию Сургут и вошел в подчинение начальника ВВС Приволжского военного округа, которым командовал полковник В.А. Судец (через десять лет он сам будет проходить службу в Липецке). К формированию маршевых полков Центр приступил спустя всего три недели после начала перебазирования.
Всего с 1 июля 1941 года по 28 июня 1942 года Липецкий авиационный учебный центр отправил на фронт 33 маршевых полка. Впоследствии шесть из них получили наименование «гвардейский». Кроме того, были подготовлены две разведывательные эскадрильи на Пе-2 и 224 отдельных экипажа для самолетов СБ.

    До лета 1942 года 591-й ИАП в полном составе редко базировался в одном месте. Первоначально 1-я авиаэскадрилья базировалась на аэродроме «Липецк-2» (район «Венеры»), 2-я на аэродроме «Липецк-1» в черте города, Истребитель И-16 Истребитель И-153 «Чайка» 3-я на Сокольском аэродроме. Воздушное прикрытие на начальном этапе
имело больше моральный, чем практический эффект. Телефонные сообщения службы оповещения поступали с большим запозданием. Зачастую звонок: «В вашу сторону летит бомбардировщик» раздавался, когда самолёт был уже над аэродромом. Летали немцы чаще всего на высотах свыше 4000 метров. Если учесть, что скорости И-16 и основного фашистского фронтового бомбардировщика Ju-88 были почти одинаковыми, то визуальные перехваты практически ничего не давали. Помимо вылетов по воздушному прикрытию выполнялась штурмовка наземных войск. Только за 1941 год лётчиками 591-го ИАП в воздушных боях было уничтожено 20 самолетов противника, а на земле около 3,5 тысяч солдат и офицеров, много военной техники.

Истребитель МиГ-3

Истребитель Як-1

    Весной 1942 года заметно активизировалась деятельность вражеской авиации – все чаще и чаще стали появляться самолёты-разведчики, начались бомбежки городов Елец и Грязи. В задачи немецкой авиации входило разрушение мостов, крупных железнодорожных узлов и других важных объектов транспортной инфраструктуры тыла. Цель – максимально затруднить снабжение войск Красной Армии, обороняющихся на Центральном фронте в районе города Воронежа, личным составом, боевой техникой, боеприпасами и продовольствием. Именно поэтому систематическим ежедневным бомбовым ударам подвергались железнодорожные станции Елец и Грязи, связывающие наши тылы с этим городом. А сил, способных эффективно противостоять немцам, почти не осталось. Не хватало истребителей, большие потери были и в личном составе. В большинстве эскадрилий 591-го ИАП исправными оставалась до половины самолетов и к отражению налетов привлекались даже не предназначенные для этой цели штурмовики Ил-2. Летчики выполняли по нескольку боевых вылетов в день. И только бла
годаря их мужеству, героизму и высокому профессиональному мастерству ни один мост в зоне ответственности полка не был разрушен, а ж/д узлы Истребитель МиГ-3 Истребитель Як-1 работали практически бесперебойно. В воздушных боях командир эскадрильи старший лейтенант А.А. Зюзя уничтожил свой первый бомбардировщик J-88D-5. А первым летчиком, сбившим такой самолет ночью, стал заместитель командира полка капитан B.C. Кочнев. Несмотря на тяжелую военную обстановку в нашем регионе, полк привлекался и на другие фронты для решения других.
    Так, в апреле 1942 года оперативная группа, возглавляемая командиром звена старшим лейтенантом Г.Г. Останцом, была направлена на Калининский фронт для прикрытия с воздуха аэродромов нашей бомбардировочной авиации, работавшей по Кенигсбергу, Берлину и городам Финляндии. В середине лета туда же направляется другая группа пилотов под командованием майора Н.Ф. Божинского. И везде его лётчики, наземный технический состав, обслуживающий персонал с честью выполнял поставленные перед ним задачи. В ходе боевых действий лётчики полка также успешно переучивались на новую материальную часть: самолёты Як-1 и Ла-5, которые сами и перегоняли с авиационных заводов городов Горького и Саратова.
    В дальнейшем 591-й ИАП участвовал в сражениях в небе над Курской дугой, в боях по освобождению Советской Белоруссии и стран Восточной Европы. В годы Великой Отечественной войны еще пять летчиков этой авиационной части - командиры звеньев лейтенанты И.Н. Бухтияров и А.С. Гунченко, заместитель командира авиационной эскадрильи ст. лейтенант А.Ф. Коковихин и командиры эскадрилий капитаны А.К. Иванов и И.Д. Растегаев повторят бессмертный подвиг В.А. Барковского, совершив воздушные тараны.

    Победу его личный состав встретил в польском городе Новы-Двур. После войны и до своего расформирования в 1958 году, полк находился на боевом дежурстве в системе ПВО страны. Знамя части, её последний командир полковник И.В. Вижулин, сдал вышестоящему командованию. Сейчас оно хранится в Центральном музее Вооруженных Сил в городе Москве.
    Память о героическом пути лётчиков полка жива: в областном центре на одном из зданий в районе Центрального рынка находится мемориальная доска, открытая в честь его формирования в городе Липецке. А в городе Ельце, где был похоронен Герой Советского Союза младший лейтенант В.А. Барковский, его именем названа улица и установлен памятный знак на одном из корпусов завода тракторных гидроагрегатов.