Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

А.Н. Исоченко, подполковник запаса ФСБ России

ЗВЁЗДЫ НА ПОГОНАХ БЛЕСТЯТ, ГЛАЗА ГОРЯТ!

    23 июня 1984 года после торжественного построения, на котором нам, молодым лейтенантам - выпускникам, были вручены дипломы об окончании Харьковского Высшего Военного авиационного училища радиоэлектроники имени Ленинского комсомола Украины (ХВВАУРЭ), наступил самый волнующий
момент: получение вместе с удостоверением личности, «ромбиком» и личным номером предписания о направлении к первому месту офицерской службы.
    Таким стал город Липецк, основанный в 1703 году (ровесник Санкт-Петербурга): город-солдат с богатой историей, город-труженик, ставший впоследствии для меня родным…
    О воинской части 62632 тогда было известно немного: там новые, только что поступившие на вооружение ВВС СССР самолёты 4-го поколения (Су-27 и МиГ-29), штурмовики Су-25 и развёрнутый полный комплект средств автоматизации – командный пункт авиационного полка ВП-03М с аппаратурой приборного наведения ВП-11М («54-й прицеп»), который мы и изучали в военном училище.
    В связи с тем, что 1 июля 1984 года я женился, на семейном совете было решено к месту назначения выехать чуть пораньше для того, чтобы можно было заняться «квартирным вопросом». Поездом № 99/100 «Тихий Дон» из Ростова-на-Дону ранним утром 29 июля 1984 года я прибыл на станцию Грязи Юго-Восточной железной дороги, откуда уже электричкой «Грязи-Елец» без проблем и происшествий добрался до Липецка.
    Областной центр встретил меня стареньким, переполненным людьми тесным вокзалом и какой-то своеобразной, спокойной патриархальной атмосферой, которая заметно отличалась от родной, царившей в Ростове-на-Дону, городе по-восточному шумном и многонациональном.
    Оставив чемоданы с вещами на КПП военного городка, который находился со стороны улицы Космонавтов, я прибыл в Отдел кадров в/ч 62632. Там особого интереса ко мне не проявили и сразу проводили в Отдел связи, к его начальнику – подполковнику Медведеву Н.Л.
    После краткой ознакомительной беседы он связался с командиром в/ч 10226 подполковником Верстаковым В.В.: – Вячеслав Викторович! Тут у меня молодой лейтенант из Харькова сидит: звёзды на погонах блестят, глаза горят. Отправляю его к тебе, принимай на службу!
    Пожелав по-доброму, по-отечески хорошей службы, подполковник Медведев Н.Л. сообщил, что в 16-00 собирается на аэродром «Липецк-2» и может по пути отвезти меня в штаб батальона связи, который тогда находился на третьем этаже левого крыла здания Центрального командно-диспетчерского пункта (ЦКДП). 
    Пообедав в платной столовой военного городка, я вернулся в «новую» (в то время) гостиницу, чтобы привести себя в порядок и немного передохнуть с дороги.
    В «ленинской комнате» гостиницы были расставлены двухъярусные солдатские кровати, предназначенные для временного размещения прибывающих выпускников военных училищ и мебель: казарменные табуретки с отверстием в центре для переноски, по одной для каждого «постояльца».
    Из бытовой техники мне тогда запомнился много повидавший на своём долгом веку чёрно-белый «Рубин-102» – младший брат первого отечественного телевизора «КВН-49», такой же древний, и к тому же с потерявшим эмиссию катодом («севшей») электроннолучевой трубки. Не скрою, мне очень хотелось досмотреть начавшийся ещё дома показ по ТВ сериала «ТАСС уполномочен заявить» …
    Неизвестно, как бы развивались события того дня и дальнейшая моя служба в целом, но при попытке перешагнуть через казённую мебель на выходе из «номера» у меня внизу по шву от пояса до самой … порвались брюки!
    Исправить сложное положение или устранить «портняжный сбой» не представлялось возможным из-за дефицита времени, а потому от запланированного совместного с начальником Отдела связи в/ч 62632 выезда на аэродром «Липецк-2» пришлось отказаться.
    Утром следующего дня уже на рейсовом автомобиле я добрался до ТЭЧ истребительного полка и, ориентируясь по казавшемуся вдали гигантскому зданию ЦКДП, отправился пешком к первому своему месту службы – в/ч 10226.
    После сообщения дежурившему по штабу части сержанту о цели прибытия, меня через некоторое время пригласили в кабинет подполковника Верстакова В.В. который поразил своим большим размером и огромной, во всю стену картой Великой Державы – Союза Советских Социалистических Республик.
    Представившись в соответствии с Уставом ВС СССР о прибытии, я сразу попал под «раздачу». Получил за фуражку, сшитую на заказ за 25 рублей (по тем временам это очень большие деньги) в Харькове у древнего полуслепого деда, который ещё в первые послевоенные годы обшивал роту почётного караула в Трептов-парке в Берлине, шариковую ручку, торчащую из кармана рубашки, а также обручальное кольцо, хранившееся в удостоверении личности офицера.
    После этого комбат поинтересовался, по какой специальности и с какими отметками я окончил училище, тактико-техническими данными и особенностями боевой работы комплекса средств автоматизации КП авиационного полка, аппаратуры приборного наведения, семейным положением.
    В заключение нашей беседы подполковник Верстаков В.В. сообщил о принятом им решении направить меня служить по специальности в подразделение майора Бирюлина Л.А., о чём сразу же поставил его в известность.
    Вместе с прибывшим через полчаса моим непосредственным руководителем –начальником группы автоматизации капитаном Яновским А.И. – я отправился в казарму в/ч 10226, чтобы приступить к исполнению своих служебных обязанностей. Так началась моя офицерская служба…

    Следует отметить, что в кабинете подполковника Верстакова В.В. за время моей службы в 204-м ОБС и РТО с июля 1984 по август 1988 года я побывал всего два раза.
    Я благодарен судьбе, что на моём пути тогда оказались опытные командиры-воспитатели: начальник штаба майор Белобрагин Ю.Ф., заместитель командира по политической части майор Бабенко А.И., заместители командира майоры Пукин О.М., Шелякин В.В., Астахов В.А., командир роты майор Бирюлин Л.А.
    Большую помощь в освоении специальности и работе с личным составом оказали мне начальник группы капитан Яновский А.И., а также начальники смен старшие лейтенанты Иванов Э.Н., Шашкин Б.М., Чалых П.И., старшина роты старший прапорщик Черников В.Ф.
    Появилась и общественная нагрузка: осенью 1984 года комсомольцы подразделения избрали меня секретарём бюро ВЛКСМ, а коммунисты группы автоматизации – партгрупоргом.
    Служба мне нравилась: подготовка техники к полётам, наряды на «точку» и патрули, работа с личным составом не вызывали каких-либо непреодолимых трудностей, а тем более стойкого нежелания выполнять свои функциональные обязанности.
    По указанию заместителя командира в/ч 10226 майора Пукина О.М. принял непосредственное участие в работах по модернизации командного пункта (КП) – руководителя полётов в дальней зоне (занимался пайкой разъёмов жгутов кабелей РК-75 для индикаторов кругового обзора «Пикет»).
    В ноябре того же года был откомандирован в учебную роту капитана Попова А.И., где в качестве командира взвода занимался с новобранцами, прибывшими по призыву из Грузии и Молдавии.

    Постепенно налаживался и быт: к приезду жены капитан Яновский А.И. помог с поиском временного подходящего жилья – комнаты в квартире на улице Титова, где когда-то он сам проживал, а в начале марта 1985 года я уже переехал уже в СВОЮ однокомнатную квартиру в новом доме по улице Нестерова.
    Первым серьёзным испытанием по службе и первым поощрением, благодарностью за выполнение особого задания командования, для меня стало участие в мероприятиях по физическому розыску двух солдат, самовольно оставивших расположение части ранним субботним утром 23 марта 1985 года.

    Нам потребовалось чуть более суток для того, чтобы обнаружить их живыми и практически здоровыми в одном из домиков садоводческого товарищества в районе Кузьминских
Отвержек. 
    Примерно в это же время, после получения соответствующего допуска к работе, меня стали назначать старшим смены для участия в обеспечении полётов на аппаратуре приборного наведения ВП-11М («54-й прицеп»).

    Следует отметить уникальность её конструкции и потрясающую надёж-ность данного устройства, представляющего собой электромеханическую вычислительную машину с четырьмя рабочими местами для операторов и лампового ИКО «Каскад» для офицера боевого управления. Передача телекодовой информации на борт самолёта МиГ-23МЛД осуществлялась по радио-командной линии с использованием р/ст Р-845.
    За время службы в в/ч 10226 дважды (в августе 1986 и январе 1987 года) ж.д. эшелоном в составе воинского караула сопровождал перевозку и охрану спецтехники для капитального ремонта на завод в город Иваново. Столько же раз выезжал в командировку в Белоруссию (города Щучин и Гродно), где изучал новую боевую технику АСУ фронтовой авиации.
Во время нахождения в одной из них, 29 июля 1985 года, в городе Ростове-на-Дону, родилась дочь Ксения…
    Другим испытанием на офицерскую «прочность» для меня стало выполнение задания командования по отправке домой комиссованного по состоянию здоровья солдата.

    Утром 16 мая 1986 года командир части подполковник Верстаков В.В. в своём рабочем кабинете вручил пакет с документами и сообщил мне, что необходимо забрать военнослужащего нашей части из больницы в селе Плеханово и отвезти его по месту жительства до призыва (село Кизилюрт, Кизилюртовского района Дагестана). Инструктаж был кратким: «Убежит – сам в часть можешь не возвращаться!»
    Описывать все подробности той командировки нет смысла – займёт много места, но хочу отметить, что задание было выполнено успешно, при этом мне ещё удалось «сэкономить» сутки для того, чтобы дома, в городе Ростове-на-Дону, 20 мая отметить день рождения отца.
    Великий полководец и основоположник русской военной науки генералиссимус Суворов А.В. в редких письмах домой всегда был предельно краток: «Жив. Здоров. Служу. Суворов». Вспоминая то время, свои лейтенантские годы, я также отмечал огромное желания служить. Служить профессионально и честно…
    Этого желания и сил хватало на то, чтобы летом на полёты в первую смену пробежать расстояние от квартиры в районе остановки «24-я школа» до казармы на аэродроме «Липецк-2» (почти 15 километров) в спортивной форме с рюкзаком, где лежали документы, туфли, брюки, рубашка с галстуком и офицерская фуражка. После чего надо было ещё быстро привести себя в порядок в комнате для умывания солдатской казармы и быстрым шагом уйти на «точку» в свой ВП-11М («54-й прицеп») на включение.

Без особого напряжения, по этому же маршруту несколько раз бегал для проведения зарядки с солдатами учебной роты, возвращался домой позавтракать и не опаздывал к 08-20 на машину в районе западного КПП военного городка для отъезда на аэродром. А времени в пути (около получаса) ещё и хватало для того чтобы отдохнуть и немного «покемарить» в кунге служебного автомобиля с красивым номером 27-04 БЯ...
    В 1987 году на вооружение в/ч 10226 поступили новые средства автоматизации: два комплекта аппаратуры приборного наведения «СПЛАВ» из города Ленинакан, а также оборудование маловысотного радиолокационного поста (изделие «ПОРИ») из Белоруссии.
    Тогда же в боевую работу по обеспечению полётов был включен ещё один полностью развёрнутый комплект РЛС «П-37», что позволило обеспечить трёхкратный их резерв по дальней зоне (на КП устройство для коммутации сигналов станций делали мы с начальником смены старшим лейтенантом Ивановым О.П.).
    1988 год, последний в моей службе в батальоне, запомнился значительным увеличением количества нарядов, как внутренних (дежурным по части и на «точку»), так и гарнизонных (начальником караула на гауптвахту и в патруль), а также вторым по счёту (зимним) караулом по охране аэродрома (первый был в августе минувшего года).
    Время шло вперёд: очередной командировкой стал выезд в город Сергиев Посад (тогда Загорск), куда на одно оборонных предприятий для ремонта был отправлен неисправный блок – запоминающее устройство (магнитный барабан) МБ-3 АСУ КП авиационного полка ВП-03М. Обратно в Липецк пришлось возвращаться через неделю уже из города Балашиха, Московской области старшим автомобиля «КРАЗ-255Б» в колонне автомобильной техники для Липецкого авиацентра.
    А самым главным и самым радостным событием этого года стало получение новой двухкомнатной квартиры в жилом доме в центре города Липецка...
    В августе 1988 года я был уволен из рядов Вооружённых Сил в связи с переходом на службу в органы КГБ СССР.
    И хотя с тех пор пошло уже более 30 лет, но годы офицерского становления в 204-м ОБС и РТО (в/ч 10226) остались в моей памяти как время, определившее вектор дальнейшей службы, да и всей жизни в целом.