Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

В.А. Михеев, майор запаса

ПРЕОДОЛЕВАТЬ СЕБЯ И ТРУДНОСТИ,
«ИДТИ В БУРЮ»

 В июле 1980 года, после окончания Харьковского Высшего Военного авиационного командного училища связи имени Ленинского комсомола Украины (ХВВАКУС), я получил направление для дальнейшего прохождения службы в в/ч 62632, которая располагалась в городе Липецке.

    Из двух предложенных мест службы я выбрал именно этот город, хотя даже и не представлял, где он находится. Пришлось заглянуть в карту, чтобы уточнить его положение. Мой выбор одобрил командир батальона полковник Гомозов В.И., с удовлетворением отметив, что место хорошее. И пожелал удачи в службе. Как оказалось, я выбрал не только место службы, но и свою судьбу на долгие годы жизни.
    Утренним поездом приехал в Липецк, совершил короткий марш-бросок по улицам города, прибыл на КПП воинской части, случайно столкнулся с начальником штаба Центра (по-моему, с полковником Мелешковым Н.В.) и тут же получил от него замечание за нарушение формы одежды. Вид у меня был довольно импозантный: шитая фуражка, лакированные туфли…
    После уточнения, откуда я прибыл, меня передали рядом стоящему начальнику связи Центра подполковнику Медведеву Н.Л., собеседование с которым не заняло много времени. Затем начальник связи отправил меня в штаб в/ч 10226, который располагался в двухстах метрах от КПП. Это и был 204-й ОБС и РТО, где мне и предстояло служить.
    Собеседование с командиром части подполковником Верстаковым В.В. и начальником штаба майором Кальновым Г.И. оказалось более предметным и целенаправленным: служить мне предстояло во 2-й роте капитана Белобрагина Ю.Ф., которая размещалась на аэродроме «Липецк-2».
    После обеда майор Кальнов Г.И. привёз меня на аэродром, в расположение 2-й роты. Как и положено, в канцелярии состоялась беседа и знакомство с подразделением, а затем замполит роты капитан Кондратьев В.П. проводил меня на позицию подразделения, где я познакомился с начальником группы АСУ капитаном Пукиным О.М.
    Позиция – это территория в полукилометре от казарм, на которой довольно компактно располагались объекты связи и радиотехнического обеспечения: локаторы на горках, прицепы АСУ, ЭСД и служебные помещения. Там же находился и командный пункт Центра с группой руководства полётами.
    Кроме меня в часть прибыли лейтенанты из нашего выпуска лейтенанты Эдуард Иванов и Александр Котляр, а в соседний дивизион из выпуска попал служить лейтенант Анатолий Черкашин (впоследствии его назначили начальником связи Центра).
    Моя специальность «командная тактическая радиосвязь» и квалификация инженера по эксплуатации средств радиосвязи открывали прекрасные возможности для применения и совершенствования моих знаний именно в радиосвязи. Но обстоятельства сильнее нас!
    Взводом связи в составе 2-й роты батальона связи уже командовал выпускник нашего училища (1979 год) лейтенант Алексей Алексеевич Кириллов. Мне предложили осваивать новую технику, системы АСУ. Получил назначение на должность начальника смены приборного наведения объекта ВП-11М («54-й прицеп»).

    Солидный багаж знаний, полученных в училище, позволил самостоятельно изучить новую для меня технику в самые короткие сроки, что требовало руководство части и подразделения. С благодарностью вспоминаю, что огромную помощь в освоении техники на начальном этапе мне оказали начальник группы капитан Пукин О.М., начальники смен старшие лейтенанты Меньшиков И.Е. и Яновский А.И.
    На любые мои вопросы они давали конкретные, подробные и понятные ответы, старались всячески помочь в изучении всех «хитростей и тонкостей» объекта. В этот период службы доводилось довольно часто работать оператором приборного наведения, налаживая контакты с персоналом срочной службы.
    Через два месяца я самостоятельно и уверенно обеспечивал работу объекта ВП-11М («54-й прицеп»). Но предстояло преодолеть новый «барьер» – сдать зачёты по допуску и обеспечению полётов в качестве начальника смены. Зачёты сдал успешно, но только через полгода стал ходить на полёты самостоятельно, т.к. предстояло изучить и узнать ещё очень и очень многое.
    Следует отметить, что выпускников училищ, молодых и энергичных лейтенантов, всегда с нетерпением ждут в воинских частях. Не была исключением из этого правила и наша в/ч 10226.

    На наши плечи взвалили непомерный груз обязанностей: занятия с личным составом по уставам ВС, строевой и физической подготовке, занятия по специальности, чтение лекций и проведение политинформаций… А на всё это требуется время, составление подробных планов, документации и разнообразной отчётности. После краткого инструктажа и стажировки мы стали самостоятельно ходить в наряды и на дежурство. А после сдачи зачётов назначались к обеспечению полётов на объектах связи и РТО. Лично я пошёл в наряд помощником дежурного по части на второй день прибытия в часть. С новыми служебными обязанностями и частью знакомил меня дежурный по части капитан Быковский И.В. (начальник строевой части).
    Наша часть имела свою «географическую» особенность. Три подразделения 204-го ОБС и РТО полётов базировались в Липецке: 1-я рота (узел связи) – в Центре «Липецк-1», две роты – на аэродроме «Липецк-2», а одно подразделение – в городе Воронеже.
    Командир части подполковник Верстаков В.В. имел опыт боевых действий, участвовал в событиях 1968 года в Чехословакии (операция «Дунай»). Начальник штаба майор Кальнов Г. И. принимал участие в подготовке средств связи и РТО полётов для проведения первого учения с практическим применением ядерного оружия на Тоцком полигоне в 1954 году.
    Часть в то время состояла на 30-40 % из постоянного состава (офицеры, прапорщики, сверхсрочнослужащие) и переменного: личного состава срочной службы – представители разных национальностей.
    Батальон обеспечивал полёты авиационных полков в Липецком и в Воронежском аэроузлах, создавая дальнюю радиолокационную зону контроля воздушной обстановки, обеспечивая их связью и управление руководством на земле.
    На позиции батальона (2-я и 4-я роты) располагался командный пункт Центра с группой руководства полётами. Полёты совершали два полка в Липецке и один в Воронеже, а также лётчики, прибывшие на переподготовку. Полёты проводились по две смены в день, с понедельника по пятницу с резервным днём в субботу.
    Вследствие насыщенного графика полётов техника связи и РТО работала практически круглосуточно, а в субботу мы занимались парко-хозяйственными работами, когда проверялась и налаживалась техника, приводились в порядок территория и объекты, проводилась уборка в казармах. Такая нагрузка предъявляла высокие требования к военнослужащим части и особые требования к офицерам и прапорщикам.
    Не могу не вспомнить командира 2-й роты (в дальнейшем начальника узла) капитана Белобрагина Юрия Фёдоровича, грамотного и требовательного офицера. Помню до сего дня: если попадал к нему «на ковёр», то было весьма жарко и неловко.

         И в то же время – он был чрезвычайно отзывчивый и душевный человек, с которым можно поделиться своими проблемами. И не только поделиться, но и получить всегда реальную помощь в её решении. Впоследствии он занял должность начальника штаба батальона. Да сопутствует моему командиру удача и не покидает крепкое здоровье.
    Моя служба начиналась в группе, начальником которой был капитан Пукин Олег Михайлович – высококлассный специалист, требовательный и исполнительный офицер. Как известно, первопроходцам всегда трудно, ибо приходится преодолевать себя и трудности, «идти в бурю». Пукин О.М. относится к неугомонному племени первопроходцев. Именно он стоял у истоков сопряжения всех объектов локации и связи с оборудованием командного пункта. Он называл эти устройства «сердцем КП» и вложил в них не только накопленный профессиональный опыт, но и душу, всего себя, без остатка, без оглядки на отдых и бытовые заботы. Вникал во все тонкости согласования и работы данных устройств. И закономерен его служебный рост: начальник группы – начальник узла – заместитель командира части. Обычно считается, что творчество – процесс неуправляемый и непредсказуемый. Ничего подобного! Олег Михайлович неукоснительно требовал от специалистов ежемесячно вносить рационализаторские предложения по улучшению работы оборудования. Цель благородная – поднять профессиональный уровень специальной подготовки офицеров и прапорщиков. Все помнят «школу Пукина» – замечательного специалиста и достойного офицера!
    В атмосфере технического творчества успешно служили офицеры и прапорщики части, отдавая все силы, время и знания военной службе.

    Можно без преувеличения сказать, что это был «золотой фонд» части. Всегда вспоминаю добрым словом и с теплом в душе офицеров части Дунаева В.М., Пономарёва В.А., Меньшикова И.Е., Попова А.С., Рыбкина В.А., Шматко А.С., Сорокина Ю.В., Сорокина Э.В., Кириллова А.А., прапорщиков Диденко Б.П., Родионова В.В., Знаменщикова А.П., Токова С.И. и многих других достойных представителей 204-го ОБС и РТО.
    Как известно, наша часть, как и авиационный Центр, всегда была испытательным полигоном для испытания нового оборудования и объектов, многие из которых проходили обкатку и проверку в части, а значительная часть оборудования использовалась для обеспечения полётов и испытания новейших самолётов. В батальоне работали и проходили проверку практически вся линейка средств АСУ: от ВП-11М («54-й прицеп») до командного пункта ВА ВП-05М. Многие из них обеспечивали полёты авиационных полков.
    Когда завершилось строительство ЦКДП, в новое здание перевели командный пункт и штаб в/ч 10226. В этих условиях офицерам и руководству части пришлось срочно выполнить огромный объём работ по организации функционирования средств связи и РТО полётов в режиме удалённости от объектов. Персонал батальона прекрасно справился с трудоёмкой работой без перерывов в обеспечении полётов и без потери качества связи.
    Мне пришлось переносить в помещение КП центра (зал боевого управления) пункт приборного наведения нового образца «Сплав», который позволял наводить на цели 12 самолётов. Всё оборудование было демонтировано и перенесено в класс КП, расположенный на третьем этаже здания ЦКДП!
    Туда же мы переместили резервный источник питания – дизельную электростанцию «АД-50». Когда «Сплав» заработал, туда частенько приходил подполковник А.Н. Харчевский, будущий начальник 4-го ЦБП и ПЛС (ФА) им. В.П. Чкалова. В течение длительного времени он тренировался и изучал характеристики объекта.    

    В 1990 году я был назначен начальником узла наведения. Появились новые обязанности, потребовалась большая отдача сил и времени непосредственно военной службе. Личный состав по-прежнему выполнял стоящие перед ним задачи, обеспечивал полёты, ходил в наряды, следил за техникой, поддерживал уставной порядок.
    Как-то неожиданно наступили новые времена, в обществе резко изменилось отношение к Вооружённым Силам и к военнослужащим.
    Наряду с увольнением старых кадров серьёзной утратой для воинских частей стал добровольный уход из армии многих молодых, перспективных офицеров в 1993 году. Вооружённые Силы теряли грамотные, подготовленные кадры, толковых специалистов, хороших офицеров.

    Но ведь готовили их совсем для другой деятельности! Многие уходили в коммерческие структуры и успешно реализовали свои возможности в гражданской жизни. Приведу лишь один яркий пример целеустремлённости и упорства офицера запаса Сорокина Ю.В. После увольнения он серьёзно занялся фотографией, стал лауреатом нескольких конкурсов, представил свои работы на персональной выставке в Липецком выставочном зале.
    К сожалению, появились проблемы с призывом персонала срочной службы. Для их замещения приходилось привлекать офицеров и прапорщиков, а вскоре и служащих по контракту. Резко ухудшилось финансирование, начались проблемы с выплатой денежного довольствия. Не счесть и других неотложных вопросов, которые настоятельно требовали своего решения.
    В конечном итоге в 1998 году в результате организационно-штатных мероприятий часть была сокращена. Знамя части передали в архив, вооружение сдали на склад, а технику и объекты передали в соседней части…
    Вот так и закончилась моя служба в Вооружённых Силах в должности начальника узла, того узла, куда я прибыл служить ещё лейтенантом в далёком 1980 году – редкий случай службы без перемещения из одного города в другой.
    И с удовольствием выражаю благодарность и сердечную признательность всем тем, с кем я разделил годы армейской службы в 204-м ОБС и РТО. Всем, кто терпеливо обучал и поддерживал, всячески помогал и направлял меня в трудные минуты, кто по-настоящему служил и беззаветно работал рядом.
    Большое Вам сердечное СПАСИБО!

Содержание