Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Статьи опубликованные в прессе.

Статья с портала Город 48.

Знаете ли вы, что в Липецке готовили

«Сталинских кадетов»

С конца войны и до середины пятидесятых годов на Соколе действовала школа, ученики которой носили военную форму, жили в казарме, местные девчонки сходили по ним с ума, а сверстники жутко завидовали. Среди тех мальчишек в форме были будущие космонавты, генералы, флотские адмиралы и военные, ковавшие ядерный щит страны. Сегодня в нашей традиционной рубрике знаете ли вы рассказ о школе «Сталинских кадетов».

В конце тридцатых годов в ССССР начали открываться специальные школы, в которые после окончания семилеток поступали юноши, мечтавшие о карьере военных. В основном эти школы готовили будущих артиллеристов. Но в 1940 году открылись 20 спецшкол ВВС. Одна из этих школ в 1944 году оказалась в Липецке.

— Существует мнение, что Сталин перед войной ничего не делал перед очевидной опасностью со стороны гитлеровской Германии. По-моему же, напротив, он все прекрасно осознавал и делал многое. Например, создал целую сеть артиллерийских спецшкол. А после войны в Испании, где немцы показали высокую эффективность и своей летной техники, и своих пилотов, он инициировал создание 20 спецшкол ВВС. 12 их них находились в РСФСР, — рассказывает выпускник липецкой спецшколы №6 Василий Лелецкий.

Всё по-настоящему


14 мая 1940 года начальник ВВС РККА, командарм II ранга Яков Смушкевич выступил с докладом «ВВС Красной армии», в котором предложил организовать спецшколы Наркомпроса по типу артшкол, с с интернатами для иногородних, и особой формой одежды. Летние каникулы ученики школ ВВС должны были проводить в специальных лагерях.

6 ноября 1940 Совнарком СССР принимает постановление «Об организации специальных средних школ Военно-воздушных сил». Для каждой такой школы устанавливалось количество учеников в 500 человек. В вышедшем тут же «Положении о спецшколах» уточнялось, что они организуются в системе Наркомпроса и имеют целью подготовку кадров для военно-авиационных училищ летчиков и летчиков наблюдателей ВВС Красной армии. В спецшколу принимали лучших учеников средних школ, окончивших на «отлично» и «хорошо» семь классов полной средней школы или неполную среднюю школу. Спецшколы комплектовались преподавателями с высшим педагогическим образованием, в том числе из лиц командного состава запаса ВВС.

Школам присвоили номера: от №1 до №20. Первой была Московская, последней, 20-й, Ереванская.

Школа №6 располагалась в Воронеже. О том, как она комплектовалась, рассказывается в книге «Была такая школа», вышедшей под редакцией липецкого журналиста и писателя Владимира Осипова, документы для которой собрал Василий Лелецкий. 500 учеников школа набрала из более чем 2000 претендентов. Учебный процесс начался в декабре 1940 года. Спецшкола расположилась в здании школы №19 на улице 27 февраля.


В спецшколе все было по-военному. Ученики составляли батальон из трех рот и 15 взводов. В каждом взводе — три отделения. Порядок дня — армейский: подъем в шесть утра, зарядка, завтрак, полчаса на личное время и подготовку к занятиям, учеба с 08:15 до 13:40, обед, час отдыха, полтора часа на политработу, ужин, на который отводилось 20 минут, снова час на личное время, 10 минут вечерней поверки, отбой в 22.30.

— Кроме образовательных дисциплин в спецшколах преподавался этикет, танцы. И обязательный бал раз в месяц! Называли нас «Сталинские кадеты», или «Сталинские соколята». Так и объявляли, например, на парадах: «Проходит колонна «Сталинских соколят»! — вспоминает Василий Лелецкий.


Сами себя ученики школ называли «спецами».


1 мая 1941 года «спецы» прошли парадом по Воронежу. Местная газета «Коммуна» писала: «Проходят летчики. Они поражают строем, выправкой, шагом. И наконец впервые участвовавшая в параде 6-я средняя специальная школа ВВС. Питомцы ее уже стали любимцами города. Они идут, отлично держа равнение, откликаясь на приветствия звонкими голосами. Будущие летчики вызывают всеобщее восхищение».


А через полтора месяца начнется война.

Воронеж – Караганда – Липецк


В июне 1941 года юные летчики находились на лагерном сборе. 19 июня «Коммуна» опубликовала репортаж из лагеря.


На 22 июня планировалось торжественное открытие сборов. К «спецам» приехали родители, друзья и знакомые. В 11 часов состоялась церемония открытия, после чего все отправились в столовую к накрытым столам. Внезапно транслировавшийся по радио концерт прервался выступлением Вячеслава Молотова с сообщением о войне…

Уже на следующий день в Воронеже ввели военное положение. Лагерь спецшколы продолжал действовать, в нем началось обучение военному делу.


Немцы продвигались к Москве, в здании спецшколы разместили госпиталь, а «спецов» перевели сначала во Дворец пионеров, затем в школу слепых на улице Коммунаров. 1 сентября юные летчики начали занятия в школе имени А.С. Пушкина на улице Володарского. Осенью в небе над Воронежем появились немецкие самолеты, и город начали эвакуировать.


9 октября школу отправили в Караганду. До Казахстана эшелон добирался почти месяц. 4 ноября спецшкола заработала снова, но теперь она носила название «Карагандинская».

Три долгих года юные летчики провели в северном Казахстане. Голод, зимой до -40 градусов и снежные бураны, когда ученики передвигались цепочкой, держась друг за друга, но ребята продолжали учебу. За время пребывания в Караганде школа ВВС осуществила три выпуска. А в июне 1944 года «спецам» сообщили о переезде в Липецк.

Ребята недоумевали: «Почему в Липецк, а не домой — в Воронеж?». Им объясняли, что Липецк — город авиаторов. Еще в 1916 году в Липецке построили аэропланные мастерские, а в 1918-м приземлился первый в мире многомоторный бомбардировщик (до войны — пассажирский самолет) «Илья Муромец». В 1923 году в Липецке открыли вторую школу красных военлетов, с 1924 по 1929-й в городе базировалась разведывательная эскадрилья имени Ленина, а в последующие годы действовала Высшая летно-тактическая школа ВВС РККА. Кроме того, ребятам вселили надежду, что в Липецке они могут встретить первых выпускников спецшколы, так как в городе проходило переформирование авиачастей.

Да и родной для многих учеников Воронеж лежал в руинах — этому городу досталось больше, чем Сталинграду.


После 17 суток пути эшелон с будущими летчиками прибыл на станцию Чугун. Была глубокая ночь 13 августа.


Власти города решили разместить «Сталинских кадетов» на Соколе, в здании на Ушинского, 8. Его построили перед войной для школы №3, но после 22 июня 1941-го здание занял госпиталь.


Учебные классы находились на первых двух этажах, на третьем и четвертом — казарма. Второй казарменный корпус располагался неподалеку, в одноэтажном бараке.


Дом на Ушинского,8 один из самых примечательных на Соколе. После того, как спецшкола прекратила свое существование в нем располагался педагогический институт, затем предприятие «Липецкие узоры», теперь это офисное здание с множеством владельцев, у которых «дитя без глаза». Историческое здание обшарпано, обвешано множеством вывесок.

Развалины же бывшей казармы «сталинских соколят» можно увидеть у сокольской детской поликлиники. Последнее время в бараке располагался компьютерный клуб.


Бывший госпиталь «Соколята Сталина» застали не в лучшем состоянии: где-то отваливалась штукатурка, система отопления разморожена, водопровод поврежден, в столовой ни одного стола и стула, ни ложки, ни вилки. «Спецам» и их преподавателям пришлось все восстанавливать самим.


Историческое во всех смыслах здание на Ушинского,8 сегодня выглядит не лучше чем в войну, а от казармы «Сталинских соколят» остались одни развалины


Война еще продолжалась, сотни бывших учеников спецшколы №6 прошлых выпусков сражались. Многие погибли.

В 1944-1945 годах в спецшколе №6 на Соколе учился будущий летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Шаталов, с 1944 по 1947 годы — будущий космонавт Анатолий Филипченко. Им в то время было 16 и 17 лет.

Всего же липецкую спецшколу закончили полторы тысячи человек.


В трудное время сокольцы забирали учеников спецшколы в семьи


Последний год войны и первые послевоенные годы выпускники спецшколы вспоминают как очень тяжелые. Неустроенность, холод и голод легли на плечи еще, по сути, мальчишек и их преподавателей. Будущий космонавт Анатолий Филипченко в своих воспоминаниях рассказывал, что однажды протирал классную доску, и тряпка примерзла. Ученики спали, не снимая обувь и шинели, укрываясь матрацами. Трубы отопления то и дело размораживались, а печи не могли нагреть здание. Угля не хватало, дров тоже. Лес располагался в нескольких километрах от Сокола и курсанты ходили за дровами по пояс в снегу и носили их на руках.


Зима 1944-1945 года выдалась столь тяжелой, что учеников распустили из казармы по домам сокольцев. Благодаря огородам и имевшейся в семьях скотине, карточкам, сокольцам жилось легче. К ученикам спецшколы они отнеслись по-родительски, а ребята помогали им по хозяйству.


После войны в стране случился голод. Но спецшкола уже обзавелась подсобным хозяйством, перешла на режим жесткой экономии, и преодолела то время. В 1949 году будущие летчики помогали заводу «Свободный Сокол» в строительстве доменной печи, и работали в подсобном хозяйстве завода.


Гордость, зависть и доблесть


Василий Лелецкий поступил в спецшколу уже после войны: в 1951 году он приехал в Липецк из Воронежской области.


— Жили мы в селе Юдановка Бобровского района Воронежской области. Когда я учился в седьмом выпускном классе, на урок математики к нам пришел капитан, причем мой однофамилец, Лелецкий Виктор Михайлович. Он, выпускник спецшколы №6, вручил нашему преподавателю положение о спецшколе. После уроков преподаватель, тоже бывший военный летчик, сказал: Сердцеву и Лелецкому я рекомендую поступать в спецшколу ВВС. Мы вместе с одноклассником собрались в Липецк. Но Сердцев испугался в моем лице конкуренции, так как я учился на «отлично», а он чуть похуже, и поехал раньше, без меня. Он не поступил, но дал мне совет. При поступлении нужно было представить справку о годности к летной работе. В сельском медпункте мне такую справку выдали. Я обрадовался страшно! Готов же к летной работе… А Петя Сердцев говорит: «Выброси ее, там на нее не смотрят, отдельная комиссия в спецшколе!». И правда, справка моя не понадобилась, пришлось проходить настоящую медкомиссию, специальную, очень жесткую. Оказалось главное при поступлении — именно она! Больше всего мы боялись кресла Хилова. Многие его не проходили, падали. Измеряли нам и антропологические данные, соотношение туловища и ног, это необходимо для размещения в кабине и управления самолетом. Проверяли зрение, цветоощущение, аккомодацию (способность глаза менять фокусное расстояние для обеспечения хорошего качества зрения на различных расстояниях, прим. ред).


Василий Лелецкий прошел этот жесткий отбор и стал «спецом». Вскоре воронежский школьник вышагивал по рабочему поселку с таким же, как он юношами в форме: ученики спецшколы принимали пищу в столовой, которая располагалась у старых проходных Сокольского завода рядом с железной дорогой. Конечно же, поселковые девушки на красавцев заглядывались и регулярно наведывались в школу на танцевальные вечера.

— Нам преподавали танцы, имы могли исполнять где-то девять разных танцев. Два — запрещали, фокстрот и танго. Девчонки мечтали попасть к нам на балы, которые проводились раз в месяц в спортзале на первом этаже. На бал к нам приезжали девочки из первой липецкой женской школы, но могли приходить местные, из школы №3. Среди этих девочек была и моя будущая жена Алла Дмитриевна, с которой мы отметим скоро 65 лет совместной жизни, — вспоминает Василий Лелецкий.


Местные мальчишки, конечно, завидовали популярности «спецов» у девушек. Когда «соколята Сталина» шагали на обед, сокольские пацаны кричали: «Вас учат не летать, а со стола куски хватать!». Случались и драки.


Среди этих сокольских пацанят был будущий полковник дальней и стратегической авиации Алексей Жуков.


— Сам я родом из Головщино, семью нашу раскулачили, а вместо ссылки поселили на Соколе, в избе-землянке. На месте нынешней улицы 40 лет Октября были такие, в них и жили раскулаченные. А город-то наш авиационный. Над Соколом пилоты, что только не вытворяли! А мы у своих землянок все это наблюдали. Как было не захотеть стать летчиком? — рассказывает Алексей Жуков. — А тут еще появились «летчики», вышагивающие по Соколу. Мы завидовали жутко! Выправке, силе, ловкости, физподготовке. А форма?!


Сама спецшкола к тому моменту уже была отремонтирована, возле нее располагались плац, волейбольная площадка, а во дворе стоял самый настоящий истребитель Ла-5. Его потом переместят в район улицы Первомайской, и позже — в Нижний парк.


Истребитель Ла-5 какое-то время стоял напротив аптеки №1 на Первомайской (Фото сообщества «Липецк вчера и сегодня»)


Плац спецшколы


Окончив семь классов, Алексей Жуков загорелся поступлением в спецшколу. Но отец не принимал его выбор.


— Ну что это за профессия? А вдруг потом что-то не сложится? Кем будешь, ни профессии, ничего. Иди в ФЗУ! Я убедил отца, что если уж летать не стану, то отучусь на шофера. В школу я поступил, пройдя жесткий отбор. Кстати, вместе со мной поступили еще несколько сокольцев: Вадим Ганжа, Борис Андронов, Витя Токарев и Валя Рубахин. Правда, мне в анкете, а она была обязательна, пришлось скрыть, что я сын раскулаченных. И это прошло, никто не узнал. Учился с удовольствием, но всего один год. Словно бес попутал: я подрался с сыном начальника ЮВЖД, он учился с нами, и повредил ему глаз. Из-за травмы парня отчислили, выгнали, естественно, и меня, — вспоминает Алексей Николаевич. — Девятый класс я учился в школе №3. А летом после девятого класса, на каникулах, случилось чудо. Мы косили сено на лугах за рекой Воронеж, и как-то во время обеденного перерыва в шалашик к нам заглянул мужчина, попросивший воды. Это был начальник спецшколы Поспелов. Я ему налил квасу и сказал: «Пейте Петр Федорович на здоровье!». Тот: «Откуда знаешь меня?». «Так я же ученик спецшколы Алексей Жуков! ...Бывший». Поспелов поговорил с моими родителями и спросил у меня: «Товарищ Жуков, не хотите ли вернуться в спецшколу?». Как не хотел? Я спал и видел себя в спецшколе, просто грезил возвращением, и не верил, что это возможно. Меня восстановили. Окончил десятый класс спецшколы и поступил в Кременчугскую школу летчиков. Как раз в год моего поступления из училища выпустился будущий космонавт Алексей Леонов. Мы жили в той же комнате, в которой и он, и его курс. Как-то, много лет спустя, с Леоновым встретились, разговорились и про Кременчуг, и про Липецк, в котором он тоже потом переучивался на разные типы самолетов.


Алексей Жуков окончит потом еще и Кировабадское военное училище, военно-воздушную академию, освоит множество самолетов, в том числе стратегических бомбардировщиков, поучаствует в работе макет-группы при разработке Ту-160.


Простой сокольский паренёк Алексей Жуков, выросший в землянке, станет полковником стратегической авиации.


Василий Лелецкий после липецкой спецшколы поступил в Киевское высшее инженерно-авиационное училище ВВС. В то время начинались хрущевские реформы армии, перепахавшие судьбы многих военных, в том числе и летчиков. Так инженер ВВС Василий Лелецкий после переучивания оказался в РВСН, и целых 32 года ковал ядерный щит страны. В 1959 году он во время отпуска распишется на Соколе со своей невестой. Выйдя в отставку Лелецкий с женой вернулся в Липецк, на Сокол. Много лет он занимался делами ветеранов, разыскал многих выпускников спецшколы №6.

Спецшколы ВВС закрылись в 1955 году по решению ЦК КПСС. В начале 90-х, начальник липецкого авиацентра Александр Харчевский задумал возродить такую школу хотя бы в Липецке. Власти региона поначалу взялись за реализацию этой идеи, даже выделили уже здание на Левом берегу и подобрали кандидатуру начальника школы, но проект так и не был реализован.


Евгений Федерякин


Фото из личного архива Василия Лелецкого

 

 

 

 

ОБЩЕСТВО | Липецкая газета

О тех, кто учит в небе побеждать

18.01.2022 06:16:10

Фото lipetskmedia.ru

    Герой материала «Батяня-комбат сибирской закалки» Павел Софронов предложил «ЛГ» продолжить публикации о ветеранах, судьба которых связана с Липецким авиацентром.

    Уважаемые сотрудники «Липецкой газеты», позвольте от имени ветеранов военного авиационного городка города Липецка от всей души поблагодарить вас за публикацию статей о военных летчиках, в свое время много сделавших для развития армейской авиации.

    Очерковые заметки о Герое Советского Союза Александре Кириллове (ЛГ № 64 от 28.05.2021), к сожалению уже ушедшем из жизни, о ныне здравствующих и поражающих своей преданностью профессии пилотах Иване Томилине (ЛГ № 97 от 13.08.2021) и Николае Нешто (ЛГ № 135 от 12.11.2021) написаны с любовью и теплым отношением к героям повествования.

    В этих статьях не только много информации, они интересно и даже занимательно изложены. Но в них еще и подмечено самое главное — неукротимое стремление героев к главной цели в своей жизни, что отражено в беспрерывной последовательности действий, поступков, нацеленных на достижение намеченного результата.

    Разумеется, у каждого была своя заветная цель. У Александра Семеновича Кириллова — доведение до совершенства боевого мастерства вверенной ему эскадрильи штурмовиков Ил-2, которая в боях с противником не только убедительно побеждала, но и возвращалась в полном составе. Это была его особая гордость — победа в Великой Отечественной войне без потерь самолетов!

    Ивана Григорьевича Томилина судьба испытывала на предельные нагрузки. Ведь после окончания Борисоглебского училища летчиков шесть лет учил курсантов. Но мечтал о настоящей летной работе. И сумел-таки добиться зачисления в истребительный исследовательский полк Воронежского авиацентра, где в кратчайшие сроки освоил обязательную программу сверхсложных полетов. Причем в эти же годы заочно окончил сначала среднюю школу, а потом институт (получить образование в свое время помешала война).

    Поездки на очередные лекции и бесконечные зачеты после напряженных полетов продолжались не один год. Томилин выдержал все перегрузки с блестящими результатами. Лет­чик первого класса, руководитель летно-методического отдела, летчик- снайпер, осуществлявший уникальные полеты на рискованных высотах, — всего этого он достиг огромным трудом и упорством.

    Статья о нем в «Липецкой газете» вызвала неподдельный живой интерес читателей, друзей, знакомых, родственников, сослуживцев. С радостью мы, ветераны, вручили Ивану Григорьевичу два номера газеты, которые сразу же были «экспроприированы» его дочерьми, гостившими у него в то время. Одна из дочерей живет в Санкт-Петербурге, профессор, преподает в вузе, другая с семьей в Москве. Будут хранить газеты как память и передадут своим детям и внукам.

    У Николая Романовича Нешто, летчика-снайпера и героя еще одного очерка, много друзей и сослуживцев в Воронеже. Так что «Липецкая газета» попадет и в столицу Черноземья. К тому же все эти материалы опубликованы на ветеранском сайте в/ч 10226.

    Хочу отметить, что в Липецке много знаменитых людей, в том числе и среди авиаторов, достойных публикации в вашей, а теперь и нашей «Липецкой газете». Мы с нетерпением ждем обстоятельного повествования о титане современной авиации, человеке планеты, лучшем летчике мира, не проигравшем ни одного учебного воздушного боя, создателе множества фигур высшего пилотажа, новых приемов воздушного боя, новой теории и практики «науки побеждать» в небе Александре Харчевском.

    Интересные, порою просто героические люди есть и среди инженеров, авиационных техников, работников различных служб, обеспечивающих полеты. От них во многом зависит не только успешное выполнение полетного задания, но и жизнь летчика, судьба самолета. Это нелегкая задача — ярко написать о скромных тружениках, десятилетиями совершающих скрытые от посторонних глаз подвиги. Но в мастерстве журналистов ЛГ я не сомневаюсь.

    От имени ветеранов и их жен, боевых подруг и соратниц благодарю редакцию во главе с Галиной Чернышовой за внимание к авиационнной теме, особенно актуальной для Липецка, где уже более века «учат воевать самолеты, пилотов учат побеждать», за подборку статей о липецких летчиках.

С уважением ветеран военной службы Павел Софронов

 

***

 ***

 ***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***