ПЕРО ПРИРАВНЯЛИ К ШТЫКУ
Слова поэта можно с полным правом отнести не только к писателям и поэтам, но и к педагогам, которые в годы Великой Отечественной войны были призваны в Красную армию для защиты Родины от гитлеровских войск.
Учителя-воины возвратились с победой в родные школы, техникумы, училища, институты, чтобы передать следующим поколениям не только знания, но и любовь к жизни, и ненависть к врагу. И воспитать надёжных защитников Отечества.
В школы и вузы пришли в качестве военруков бывшие фронтовики для военной подготовки подрастающих поколений.
После демобилизации многие военнослужащие поступили в педагогические институты и университеты, чтобы после окончания учебных заведений прийти в школы с прочным багажом знаний, подкреплённых богатым жизненным и военным опытом.
Не секрет, что настоящих мужчин могут воспитать только мужчины. И бывшие фронтовики справились с новой задачей: они имели в учебных заведениях непререкаемый авторитет, сумели дисциплинировать и учеников, и учителей, и преподавателей, приложили максимум усилий в обустройстве школ, создания благоприятных условий для ученических и педагогических коллективов.
В современной России делается всё возможное для усиления роли педагогов и наставников в сложном процессе воспитания и обучения детей и молодых людей.
27 июня 2022 года Указом Президента Российской Федерации В. Путина «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность», постановлено провести в Российской Федерации Год педагога и наставника.
Обращаемся к читателям нашего сайта: «В Год педагога и наставника вспомним поимённо липецких педагогов и наставников, которые отстояли наше право на жизнь! Присылайте на наш сайт для последующего размещения воспоминания, копии фотографий, автографы Ваших учителей, преподавателей, наставников, которые воевали или внесли своим трудом в годы Великой Отечественной войны значительный вклад в победу и были отмечены правительственными наградами».
Харин Павел Павлович
1 сентября 1955 года запомнилось мне солнечной погодой, торжественной линейкой во дворе семилетней школы № 16, кратким напутственным словом директора Павла Павловича Харина. Разумеется, его речь я не запомнил, но главная мысль врезалась в память: «Вы пришли в школу не отдыхать, развлекаться и хулиганить, а прилежно учиться».
В школьные годы на пионерские линейки и классные часы приглашались участники революции и гражданской войны, первые пионеры и комсомольцы города. Они рассказывали о своей жизни, незабываемых встречах… Но никогда в течение восьми лет моего обучения в школе Павел Павлович не рассказывал о боевых действиях, фронтовых буднях, своих подвигах (настоящие фронтовики отличаются необыкновенной скромностью при оценке своего участия в войне).
И только собирая материалы для школьного музея с учителем истории Татьяной Александровной Чубаровой, я неожиданно узнал, что наш строгий и беспощадный к нарушителям дисциплины директор участвовал в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной. К сожалению, воспоминаний участник войны не оставил, а потому пришлось вести поиск биографических данных в архивных фондах.
П.П. Харин (14.10.1913-25.01.1981 гг.) родился в семье крестьянина деревни Нижняя Матрёнка (ныне село Добринского района Липецкой области). После окончания семилетней школы (1929 год) поступил в Грязинский педагогический техникум. После успешного окончания техникума назначен директором и учителем истории в школе села Васильевка (ныне Усманский район Липецкой области).
Директор школы № 16, участник Великой Отечественной войны
Харин Павел Павлович (слева)
С 1935 года работал преподавателем истории и географии и директором школы повышенного типа в Липецке.
В 1936 году поступил и в 1938 году окончил исторический факультет Воронежского государственного учительского института, затем для продолжения образования поступает в педагогический институт (война прервала обучение, приказом по Липецкому ГорОНО № 212 от 18 июня 1955 года Харину П.П. «разрешено выехать на летнюю сессию заочников в Воронежский государственный педагогический институт»).
С ноября 1941 года в составе 75-го гвардейского минометного полка и 348-го отдельного гвардейского минометного полка (дивизиона) в качестве командира орудия участвует в боях на Воронежском Юго-Западном фронте, 1, 2 и 3 Украинских, 2 и 3 Прибалтийских фронтах. Участвовал в боевых действиях на территории Молдавии, Румынии и Германии.
За успешное выполнение боевых заданий командования награждён орденом Красной Звезды, медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В мирное время награждён медалью «За доблестный труд» (1970 год).
Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен ордена Трудового Красного Знамени (20.07.1971 года).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за высокие заслуги в области народного образования Харину П.П. присвоено звание Заслуженного учителя школы РСФСР.
После возвращения в Липецк Харин П.П. работает заведующим Липецким ГорОНО. Назначается 29 ноября 1953 года Воронежским ОблОНО директором 7-летней школы № 16 (в бывшей Диконской пригородной слободе, включённой в черту города в 1933 году).
Директор школы № 16 Харин Павел Павлович с учителями и
выпускниками 8-го класса, 1975 год
За годы его руководства школа превратилась в образцовую по дисциплине и успехам учащихся. Педагогический коллектив активно применял в обучении современные методы и передовой опыт липецких учителей-новаторов, на уроках физики, биологии, географии демонстрировались короткометражные учебные фильмы или кинокольцовки, использовались эпидиаскопы для показа диапозитивов, в преподавании физики, химии, географии и биологии уделялось серьёзное внимание проведению демонстрационных опытов и лабораторных работ.
На пришкольном участке проводились уроки ботаники, естествознания, биологии, организовывались юннатские кружки. Для изучения опыта юннатской работы и школ, представленных на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, приказом по Липецкому ГорОНО (№ 266, 6.07.1957 года) в Москву были командированы директор 7-летней школы № 24 Тимофей Евстафьевич Пасынок и учительница биологии 7-летней школы № 16 Нина Сергеевна Некрасова.
На школьном дворе была оборудована географическая площадка, ученики записывали в журналах наблюдений температуру воздуха, его влажность, направление ветра, атмосферное давление, атмосферные явления, облачность…
Урожай, собранный на пришкольном участке и выделенном для школы картофельном поле, сдавался в детский сад. На вырученные деньги приобретались музыкальные инструменты, детские настольные игры для пионерской комнаты, спортивный инвентарь, организовывались бесплатные завтраки для учеников.
К сожалению, спортивного зала в годы моего обучения не было, но спортивную площадку оборудовали силами учащихся старших классов и, главным образом, преподавателя труда Николая Николаевича Маликова (умел делать всё-от моделей кораблей и самолётов до ремонта школьной мебели, и внутреннего и внешнего оформления школы и проводимых праздников и мероприятий).
Все перемены, когда позволяла погода, мы проводили на спортивной площадке. А после уроков наши игры (волейбол, баскетбол) продолжались до позднего вечера, до полного изнеможения…
Школа имела грузовой автомобиль и лошадь (на повозке доставлялись горячие завтраки, в поле лошадь была незаменима при посадке, обработке и уборке картофеля).
Следует особо отметить, что перед началом занятий проводилась зарядка в течение 15 минут под руководством учителя физкультуры Валерии Александровны Ефремовой. Опаздывающие на зарядку выполняли по 30-50 «штрафных» приседаний под наблюдением директора школы. После подобных «экзерсисов» сильно болели ноги (испытано на себе), количество опаздывающих с каждым днём стремительно уменьшалось…
Школа находилась в районе, где первые асфальтированные улицы появились только в середине 90-х гг. прошлого столетия (когда народные депутаты старались выполнить наказы своих избирателей). Директор принял решение ввести в школе сменную обувь (и для учителей, и для учащихся). Нововведение внедрялось жёсткими мерами: наличие сменной обуви проверялось при входе и учеников без такой обуви в школу не допускали. Но зато в классах исчезли традиционные столбы пыли в воздухе и несусветная грязь на полу.
Здание бывшей земской школы, в котором мы размещались, оказалось слишком тесным для значительного количества учащихся. При поддержке горОНО директор принял решение о реконструкции школы. В ходе реконструкции здание, к сожалению, утратило первозданный облик, с западной стороны появилась пристройка, в которой разместились новые классы, мастерские (столярные и слесарные), актовый зал, столовая-буфет…
Выпускники школы (до её перепрофилирования) успешно продолжали обучение в средних школах, училищах, техникумах, а затем в вузах города.
Мои одноклассники справедливо отмечают, что в школе учили думать и обучали трудовым навыкам, без которых прожить весьма трудно. Среди бывших выпускников много строителей, металлургов, учителей, педагогов, инженеров, работников правоохранительных органов, военных, работников культуры… Всех не перечислить.
Приведём несколько имён: кандидат филологических наук, доцент Липецкого педагогического института Людмила Кузьминична Чурсина, военный лётчик Николай Попов, майор запаса Василий Егорович Андросов, Почётный гражданин города Липецка, Председатель Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии им. И. Бунина, историк, краевед, автор и соавтор множества изданий и статей по истории и краеведению Александр Юрьевич Клоков, сотрудник областной прокуратуры Анна Николаевна Стегонцев (в замужестве Голованова), выпускники военных училищ и академии братья Владимир Ильич и Борис Ильич Смирновы, оперуполномоченный СОБР УБОП при УВД области Сергей Юрьевич Безрукавников (5.02.1967-6.03.1996 гг., награждён Орденом Мужества, посмертно)…..
КУЛИКОВ ИВАН ИВАНОВИЧ
Иван Иванович Куликов родился 7.09.1925 года в бывшей Диконской слободе (с 1933 года село Дикое вошло в черту горда Липецка). Окончил 7 классов неполной средней школы № 7, а затем поступил в среднюю школу № 12.
Заведующая неполной средней школой Павла Ивановна Медведева (3-й ряд, третья слева),
Иван Куликов (2-й ряд, третий слева), 1939 год
В 1942 году из 10 класса Ивана Куликова призвали в Красную армию, служил связистом в летных частях.
Участник в Ясско-Кишинёвской наступательной операции в 1944 году. Также принимал участие в боях за освобождение Молдавии, Румынии, Венгрии.
Иван Куликов (слева) с боевым товарищем
Награждён орденом «Отечественной войны» II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью Жукова, юбилейными медалями, знаком «Фронтовик 1941-1945 гг.».
После окончания войны Иван Куликов сдал экстерном экзамены за курс военно-политического училища (г. Иваново, 1950 год), окончил вечерний институт марксизма-ленинизма (г. Воронеж, 1952 год).
Поступил и окончил физико-математический факультет Липецкого государственного педагогического института (1956–1961 гг.).
И.И. Куликов с племянником Виктором Ширяевым в кругу родственников.
(Виктор, под руководством Ивана Ивановича, успешно окончит школу, поступит в ЛГПИ
и после будет оставлен на кафедре физики ассистентом)
Работал учителем физики в школах № 30, № 36, № 29 города Липецка. Неоднократно награждался почётными грамотами. В 1985 году вышел на пенсию. Умер 4.11.2000 года.
Однокурсники И.И. Куликова отмечали его независимость, умение постоять за себя, непримиримую принципиальность. И не только в среде студентов. На занятиях по методике математики преподаватель требовала от студентов воспроизвести на память заданный параграф из учебника арифметики. Правильность ответа студента проверяла по открытому учебнику.
Очередь дошла до Куликова. К доске вышел гвардейского телосложения красавец и отчеканил: «А вы, Алевтина Никандровна, значит, учебничек-то закройте. Так будет намного лучше. А то я на партийном собрании подниму вопросец…» К счастью, прозвенел звонок.
В годы моего обучения в институте преклонных лет преподавательница уже не пыталась «проверять память» студентов-студенты называли упомянутое событие «эффектом Куликова».
Надо отметить, что ученики Ивана Ивановича любили и понимали физику. Он не признавал модные в 70-е годы учебные пособия, каждый урок начинал не с «меловой физики», а с физического эксперимента или демонстрации учебного фильма или диапозитивов.
Проблем по его предмету при поступлении в учебные заведения его ученики не испытывали.
ТИМОФЕЕВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА
Валентина Васильевна Тимофеева родилась в 1923 году. Окончила успешно среднюю школу № 1 Липецка в 1940 году. После начала войны ушла добровольцем на фронт. Сначала работала зав. делопроизводством секретной части штаба инженерных войск Брянского фронта, а затем красноармеец Тимофеева служила в 231-ом инженерном батальоне. В батальоне работала писарем и связной штаба батальона.
На фронте находилась с июля 1942 года по июнь 1944 года. Награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941–1945 гг. и юбилейными медалями.
В 1948 году окончила Воронежский пединститут и назначена преподавателем русского языка и литературы в семилетнюю школу № 15 Липецка, с 16.01.1947 года назначена запасным учителем Липецкого гороно (с прикреплением в СШ № 1), с 7.03.1951 года - учитель школы № 15, с 25.02.1961 года - завуч школы № 16.
В занимаемой должности работала до ухода на пенсию 30.08.1977 года. И учителя, и ученики запомнили Валентину Васильевну спокойной, уверенной, строгой, справедливой.
Бывший ученик 8-летней школы № 16 (выпускник 1963 г.), действительный член Петровской академии наук и искусств (С-Петербург) Михаил Корольков.
Липецк, 31.10.2022 год.