Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Исоченко А.Н., подполковник запаса ФСБ России

ЛИПЕЦКИЙ СЛЕД. БАРАШЕВ Д.И.

    20 августа 2018 года исполнилось 75 лет со дня гибели в липецком небе экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4 под командованием Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Барашева Дмитрия Ивановича.
    Д.И. Барашев родился 19 октября 1920 года в селе Княжево, Моршанского района, Тамбовской области в простой крестьянской семье. Его довоенная биография является обычной для молодёжи того времени: школа, фабрично - заводское училище (ФЗУ), а в свободное от учёбы и работы время – занятия в аэроклубе. Любовь к Родине и готовность встать на её защиту, любовь к авиации наряду с огромным желанием летать, привела молодого рабочего в Таганрогскую авиационную школу, которую он успешно закончил в 1941 году.

 Дмитрий Иванович хотел стать лётчиком-истребителем, но из-за недостатка боевых машин он попал в бомбардировочную авиацию, где неожиданно раскрылся его талант пилота тяжёлых самолётов. Участвовать в боевых действиях начал с первых дней войны: «лётную работу любит, материальную часть знает хорошо, летает уверенно в простых и сложных метеоусловиях, экипажем руководит грамотно», так его характеризовали вышестоящие командиры.

    93-й дальний бомбардировочный авиационный полк (ДП АП) из состава 18-й авиационной дивизии, в котором начинал службу лётчик Барашев, базировался на аэродроме Скоморохи Житомирского района, Житомирской области и имел на вооружении фронтовые бомбардировщики ДБ-3Ф (с марта 1942 года Ил-4).
СПРАВКА
    Бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф) конструкции С.В. Ильюшина основной самолёт дальней бомбардировочной и морской авиации первого этапа Великой Отечественной войны. Экипаж воздушного судна 4 человека (лётчик-командир, штурман (стрелок передней установки), стрелок-радист средней установки (башенный стрелок) и стрелок люковой установки), максимальный взлётный вес 10,3 тонны, максимальная скорость на высоте 430 км/час, дальность полёта 3800 км (с 1000 килограмм бомб). Вооружение: максимальная бомбовая нагрузка 2,5 тонны, оборонительное: два пулемёта ШКАС 7,62 мм и один УБТ 12,7 мм. Всего за годы войны было построено 5256 самолёта данного типа.

    Самолёты полка наносили удары по наступающим фа-шистским войскам, военным объектам во фронтовой по-лосе и тылу про-тивника. Действуя зачастую без истре-бительного прикрытия, с малых высот наши бомбардировщики становились лёгкой добычей авиации противника.

     С созданием весной 1942 года Авиации Дальнего Действия (АДД), входившей в резерв Верховного главнокомандования (ВГК), воинская часть была переформирована в 752-й авиационный полк дальнего действия (АП ДД). Изменились и боевые задачи перед лётным составом, а сам он стал чаще использоваться для нанесения бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам глубокого тыла противника, вдоль

линии фронта в ходе авиационного обеспечения стратегических операций, нарушения его транспортного сообщения.
    Так, в ночь на 10 сентября 1942 года, действуя в сложных метеорологических условиях, группа наших самолётов атаковала военные и военно-промышленные объекты столицы фашистской Румынии и города-крепости Кёнигсберга. При выполнении боевого задания над Будапештом самолёт Барашева Д.И. получил прямое попадание зенитного снаряда и загорелся. Экипаж покинул горящую машину на парашютах, а попытка командира после приземления найти кого-либо из своих товарищей не увенчалась успехом. Забравшись в стоящий на железнодорожной станции вагон с углём, он, без глотка воды и крошки хлеба, через несколько суток оказался на оккупированной немцами территории Белоруссии. Удачно покинув его, попал к партизанам и вскоре перешёл линию фронта. Члены его экипажа штурман В.Н. Травин и стрелок Б.А. Андриевский попали в плен. После допросов и жестоких пыток они были заключены в концлагерь, где оба заболели (Травина весной 1943 года при освобождении Курска спасли части Красной Армии, а его боевой товарищ погиб в условиях неволи).
    Не раз экипаж старшего лейтенанта Барашева Д.И. выполнял задания по воздушной разведке. Во время одного из таких вылетов лётчик заметил в воздухе вражеский самолёт, идущий на посадку с включенными бортовыми огнями. Став на параллельный курс, используя запас высоты стрелок - радист в упор расстрелял противника. Через несколько минут таким же образом они разделались и со вторым бомбардировщиком Ju-88.
    Осенью 1942 года экипаж старшего лейтенанта Барашева Д.И. наносит удары по железнодорожным станциям Ростова-на-Дону, Сальска, Шахт, Котельниково и Миллерово, где были сосредоточены вражеские эшелоны с боевой техникой и личным составом предназначенные для наступления на Сталинград. Точечные (по современной терминологии) бомбовые удары наносились по позициям противника в самом городе на Волге, где расстояние от немецких позиций до наших окопов не превышало 20-30 метров. Осень не баловала хорошей погодой, но и в те дни и ночи экипаж выполнял по 2-3 боевых вылета с небольшими перерывами на отдых, приём пищи и обслуживание воздушного судна. Бомбовая нагрузка доходила до 2,5 тонн, что почти вдвое превышало предусмотренную конструкцией самолёта.

СПРАВКА
Особенность конструкции бомбардировщика Ил-4 (отсутствие автопилота и второго лётчика) приводила к тому, что при выполнении полётов продолжительностью от шести до девяти часов, после посадки экипаж выходил из самолёта, шатаясь от усталости. Во время Великой Отечественной войны средняя живучесть лётчика-истребителя была 64 боевых вылетов, бомбардировщика - 48, штурмовика - 11 и лётчика торпедоносной авиации - 3,8.
    За активное участие в битве на Волге 752-му АП ДД стал гвардейским, получив почётное наименование «Сталинградский». А 25 марта 1943 года командиру звена, кавалеру двух орденов Красного знамени гвардии старшему лейтенанту Д.И. Барашеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая звезда» за № 837. К тому времени он совершил уже 181 боевой вылет на бомбардировку важных объектов в тылу врага, в т.ч. 145 ночью.
    Д.И. Барашев погиб в ночь на 20 августа 1943 года, совершая свой 298 боевой вылет. Получив разрешение на вылет, он в составе группы самолётов взял курс на крупный железнодорожный узел Конотоп близ Киева, через который шло снабжение фашистских войск. Точным ударом с воздуха был уничтожен эшелон с танками и живой силой, повреждены пути и стрелочные переводы на станции.
    В скоротечном воздушном бою стрелок-радист Подчуфаров Н.С. сбивает немецкий истребитель, который пытался атаковать Ил-4 гвардии старшего лейтенанта Барашева Д.И. На обратном пути при прохождении Старого Оскола в 23 часа 50 минут экипаж доложил: «Успешно выполнил задание. Готовьте бомбы на повторный вылет». После этого связь с воздушным судном была потеряна и на командном пункте полка и дивизии всю ночь тщетно ждали самолёт Барашева.
    Как было установлено позже, возвращаясь с боевого задания, его самолёт столкнулся в воздухе с другим бомбардировщиком, летевшим встречным курсом. Катастрофа, в которой вместе с ним погибли штурман старший лейтенант Травин В.Н. и стрелок-радист старшина Подчуфаров Н.С., произошла в небе недалеко от села Боринское.
    В истории боевого пути 752-го АП ДД сохранилась такая запись: «В 00 часов 10 минут погиб лучший экипаж Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Д.И.Барашева. Вместе с ним погибли и его боевые друзья – гвардии старший лейтенант Травин, стрелок – радист гвардии старшина Подчуфаров».

    22 августа 1943 года весь полк и жители Липецка проводили в последний путь славных сталинских соколов, которые были похоронены в сквере в центре города. По воспоминания очевидцев, ещё в середине 60-х там стоял памятник погибшим лётчикам обеих самолётов, с фамилией четвёртого члена экипажа Д.И. Барашева стрелка, младшего лейтенанта Болоздыня И.В.
    По невероятному стечению обстоятельств, он случайно покинул самолёт за несколько минут до столкновения с другим бомбардировщиком. Случилось так, что накануне последнего вылета в воздушном бою был убит стрелок и Дмитрий Иванович попросил своего друга, фототехника младшего лейтенанта Болоздыня И.В., слетать с ним на «боевое». Удачно отбомбившись, они уже были над своей территорией, когда самолёт вздрогнул от того, что тяжёлый хвостовой пулемёт выпал в люк и стал в боевое положение.
СПРАВКА
    Конструктивно, для уменьшения аэродинамического сопротивления, в полёте на крейсерском режиме хвостовой пулемёт УБТ 12,7 мм убирается во внутрь воздушного судна. В боевое положение он становился под своей тяжестью, выпадая в специальный люк в полу фюзеляжа, когда стрелок освобождал защёлку, удерживающую пулемёт.

    На этот раз она оказалась настолько изношенной, что он несколько раз самопроизвольно выпадал, стоило самолёту посильнее встряхнуться, что в свою очередь приводило к ощутимой потери скорости. Командир, не выдержав этих рывков, по внутренней связи приказал стрелку держать оружие руками. После очередной воздушной ямы защёлка опять сорвалась, и махина пулемёта пошла на стрелка: люк автоматически раскрылся, и младший лейтенант Болоздыня вместе с ним выпал из самолёта, сильно ударившись головой о его край. В сознание он пришёл только в госпитале, не помня, как открыл парашют и, как его нашли в поле крестьяне. Врачи только показали клочок ткани от подвесной системы, вырванный вместе с кольцом. Ногти на правой руке были синими от нечеловеческих усилий в момент рывка.
    После выписки из госпиталя, младший лейтенант Болоздыня И.В. в соответствии с установленным для военнослужащих дальней авиации порядком, прибыл в Главный штаб АДД в городе Москве. Там на контрольно-пропускном пункте он был задержан сотрудниками ГУКР «СМЕРШ», как немецкий шпион.
    При проверке личности задержанного было установлено, что младший лейтенант Болоздыня И.В. погиб смертью героя 20 августа 1943 года в составе экипажа самолёта Ил-4 старшего лейтенанта Барашева Д.И., возвращаясь с боевого задания. Только потом следствие установит, что Болоздыня И.В. покинул его за 10 минут до катастрофы...

    Вернувшись в часть, он продолжил службу и уже к концу войны капитан Болоздыня И.В. имел на своём счету 85 боевых вылетов в составе экипажа, в основном на фотоконтроль результатов бомбометания. При этом один такой вылет приравнивался к 5-ти боевым за счёт сложности его выполнения (самолёт должен лететь прямо, на одной высоте, не маневрируя) и большой вероятности быть сбитым огнём с земли или истребителями противника. Военную службу полковник - инженер Болозды-ня И.В. закончил в начале 60-х годов прошлого века, начальником испытательной лаборатории одного из
НИИ ВВС.
    Именем Героя Советского Союза старшего лейтенанта Барашева Д.И. названа одна из улиц областного центра, а на его родине в Тамбовской области, в городе Моршанске, в краеведческом музее есть стенд, посвящённый лётчику.
    После окончания в июле 1984 году Харьковского Высшего военного авиационного училища связи им. Ленинского комсомола Украины, я был направлен для дальнейшего продолжения службы в 204-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения полётов (в/ч 10226) 4-го ЦБП и ПЛС (ФА) им. В.П. Чкалова (в/ч 62632) в городе Липецке.
    В первый мой офицерский праздник Дня авиации (он отмечался тогда в 3-е воскресенье августа), после торжественного построения мы приехали к памятнику экипажу Героя Советского Союза старшего лейтенанта Барашева Д.И. для возложения венков. Это был «наш», закреплённый когда-то за воинской частью памятник, за которым мы ухаживали (ремонтировали и убирали территорию), приносили цветы и венки, знакомили с героической историей липецких авиаторов наших молодых солдат.
    К сожалению, в начале 90-х в/ч 10226 была расформирована и добрая традиция, как связывающая нить между подвигом отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны и современным поколением защитников Родины, была утрачена.

    Всё дальше и дальше от нас то героическое время. Мы – последнее поколение, которое видело непосредственных участников Великой Отечественной войны. Пройдут годы, но остаётся память об их подвиге, увековеченная в песнях и книгах, фильмах и памятниках, воспоминаниях воинов и тружеников тыла.
    Тех, кто сражаясь на фронте и работая в тылу, стойко перенося все тягости и невзгоды воинской службы, преодолевая голод и холод приближал светлый День Победы 9 мая 1945 года.
    Вечная память всем тем, кто отдал свою жизнь во имя своей Родины!