Исоченко А.Н., подполковник запаса ФСБ России
ЛИПЕЦКИЙ СЛЕД. КУТАХОВ П.С.
Особый след в истории Военно-Воздушных сил нашей страны оставил Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза Павел Степанович Кутахов. Под его руководством ВВС СССР достигли наивысшего развития и подъёма. Именно по настоянию Кутахова П.С. были вновь (после бездумного хрущёвского сокращения) сформированы и оснащены новой боевой техникой сотни авиационных
полков. Тогда за 15 лет Военно-воздушные силы страны сменили сразу два поколения военной авиации.
На вооружение были приняты современные авиационные комплексы и системы вооружения, более совершенные средства связи и РТО полётов. В войсках успешно и в кратчайшие сроки личным составом были освоены самолёты Су-24, Су-25, МиГ-25, МиГ-31. Главно-командующий, его заместители и Главный штаб ВВС проделали большую работу по созданию смешанных ударных и фронтовых авиационных объеди-нений Резерва Главного командования. При непосредственном участии Кутахова П.С. были построены стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. На всех этих основных типах боевой авиации до сих пор летают наши Военно-воздушные силы.
Кутахов П.С. родился 16 августа 1914 года в большой крестьянской семье в селе Малокирсановка, Матвеево-Курганского района Ростовской области. После окончания 7-ми классов сельской школы и ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) в городе Таганроге, продолжил учёбу на Рабфаке при Ленинградском индустриальном институте. Затем работал слесарем на авиационном заводе.
По комсомольской путёвке в августе 1935 года был направлен в Сталинградское военное училище лётчиков, которое он успешно закончил в 1938 году. Службу продолжил в одном из полков Ленинградского военного округа. Участник похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года и советско-финской войны 1939-1940 годов, в ходе которой он совершил 131 боевой вылет. Командир звена 7-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Кутахов П.С. принял боевое крещение 25 декабря 1939 года, вылетев на поддержку наступления наших войск. На выходе из атаки у Павла Кутахова вследствие попадания осколка снаряда отказал двигатель. Финны стали обстреливать севший на нейтральную полосу самолёт, но истребитель, как ни странно, повреждений больше не получил. Под покровом темноты две ночи техники полка разбирали самолёт на части, а в третью ночь волоком доставили истребитель на свой аэродром. Через несколько дней Кутахов снова летал на этом самолёте.
Великая Отечественная война застала Павла Степановича в должности командира звена 145-го истребительного авиационного полка (ИАП) под Выборгом. Здесь же лётчик Кутахов и открыл свой победный счёт: сбил первого фашистского стервятника. Молодой пилот вскоре стал одним из известнейших асов советского Заполярья. Защищал небо Ленинграда, а затем с июля 1941 года и до последних дней войны он сражался в воздухе, отражая налёты врага на Мурманск, Архангельск, Полярный, Беломорск, прикрывая войска и объекты Карельского фронта. Сложность боевой обстановки в те суровые военные дни требовала от авиаторов большого напряжения всех физических и моральных сил. Боевые вылеты зачастую производились по 5-6 раз в день. Высокая боевая слаженность, жажда в каждом полёте уничтожить врага в воздухе и на земле, стремление отлично решить боевую задачу обеспечивали им победу.
По-фронтовому коротко и ёмко охарактеризовал будущего Главного маршала авиации и дважды Героя Советского Союза Кутахова П.С. командир 19-го Гвардейского истребительного авиаполка (ГИАП) полковник А.Е. Новожилов:
«Самой яркой и колоритной фигурой в нашем полку был лётчик Павел Кутахов. Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами. В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и лётного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений».
Не сразу пришли к нашим лётчикам успехи. На первых порах, когда противник был сильнее, «сталинские соколы» нередко терпели поражения, несли потери. В этих условиях первостепенное значение приобрели не только тактика воздушного боя, маневра, но и уверенность в своей машине, умение использовать все её боевые и лётные качества, а также знание местности.
Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия и слож-ность аэродромного базирования, наша авиация сыграла значительную роль в успешном проведении Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской наступательных операций, позволивших полностью очистить от немецких войск Карелию и Мурманскую область. Газета «Боевая вахта» весной 1943 года писала: «За 22 месяца боевой работы на нашем фронте лётчик Павел Кутахов не только закалился, но и прошёл трудный путь совершенствования своего мастерства, совершив 273 боевых вылетов. В воздушных боях он лично сбил 9 и с товарищами ещё 22 фашистских самолёта». А в наградном листе командующий 7-й Воздушной армией генерал-майор И.М. Соколов так охарактеризовал Павла Степановича:
«Майор Кутахов, разумный и беспредельно смелый лётчик-командир. Его эскадрилья среди всех полков лучшая. Как опытный воспитатель он много внимания уделяет обучению молодых лётчиков искусству маневра и точности огня. Лично участвует в боях, на практике показывая, как надо бить врага».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за проявленное личное мужество и героизм, командиру авиационной эскадрильи гвардии майору Кутахову П.С. было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Павел Кутахов провёл на фронте 1418 дней, пройдя трудный боевой путь от заместителя командира эскадрильи до командира 20-го гвардейского исЛётчик Кутахов П.С. в кабине истребителя требительного авиационного полка. Летал на нескольких типах истребителей, начиная с И-16, ЛаГГ-3, а закончил войну на американском Р-36 «Аэрокобра».
Истребитель Р-36 «Аэрокобра» на котором летал Кутахов П.С.
Всего за время Великой Отечественной войны он совершил 367 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боев, в которых лично сбил 14 и в группе 28 самолётов противника. Десять Героев Советского Союза выросло в полку под командованием П.С. Кутахова. Слава о нём, его боевых товарищах, шла по всему фронту.
Командир 20-го ГИАП гвардии майор Кутахов П.С. (в центре) с личным составом одной из
эскадрилий полка
После Победы подполковник Кутахов П.С. продолжил службу в строевых частях советских ВВС в Заполярье. Огромное желание летать, стремление к постоянному совершенствованию своего лётного мастерства и личный пример в воспитании подчинённых, стали особой чертой характера будущего Главнокомандующего Военно-воздушными силами Страны Советов. Боевой лётчик, дважды Герой Советского Союза генерал-майор А.В. Ворожейкин так оценивал его технику пилотирования:
«У каждого лётчика свой характер и каждый летает по-своему... Кутахов начал взлёт умело и спокойно, на «отлично». Набрав высоту, начал выполнять пилотаж. На мелких виражах допускается колебание скорости, но стрелка прибора словно застыла на нужной цифре. Я удивился - такого мастерства мне наблюдать ещё не приходилось... Все остальные фигуры высшего пилотажа были выполнены чисто, даже с каким-то артистическим изяществом. Приземление тоже прошло удивительно точно и так же мягко, как и взлёт. Весь полёт был выполнен не просто мастером высокого класса, а мастером- художником, он был выше всех установленных оценочных норм!»
Остался и липецкий след в биографии П.С. Кутахова: в 1949 году он успешно закончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы в нашем городе. Затем была служба на различных командных должностях в Группе Советских войск в Германии (ГСВГ), Прибалтийском Военном округе. После окончания Академии Генерального штаба в 1957 году Павел Степанович командовал воздушной армией, был заместителем командующего по боевой подготовке, первым заместителем главкома, а с марта 1969 года стал и Главнокомандующим Военно-воздушными силами страны.
16 августа 1966 года генерал-лейтенанту Кутахову П.С. было присвоено звание «Заслуженного военного лётчика СССР». Как лётчик он поднимал в небо современные боевые истребители до 60-ти летнего возраста. За время летной работы П.С. Кутахов освоил около 30 типов самолетов, из них 7 реактивных, в том числе истребитель МиГ-21 и его модификации, а также истребитель-бомбардировщик Су-7б, многоцелевой Як-28.
За большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой ВВС и в связи с 70-летием со дня рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1984 года Главный маршал авиации П.С. Кутахов был награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».
Всего за время своей службы лауреат Ленинской премии (1983 год) П.С. Кутахов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых силах» 3-й степени, многими медалями. Умер Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов 3 декабря 1984 года от обширного инфаркта во время рабочей поездки в Звёздный городок.
У маленьких людей маленькие мечты, у великих - великие. Его мечтой было создание самой передовой в мире и самой современной, сбалансированной по составу авиации для защиты нашей Родины. «Каждая ракета, каждая бомба - в цель», таким был девиз Павла Степановича. Он вырастил не одно поколение военных летчиков, «советских соколов», как он неизменно называл своих подчинённых. Свои служебные телеграммы Главком всегда подписывал: «Верю. Надеюсь. Кутахов». Нам осталась его вера и надежда. Ими живет сегодня авиация страны.