"Вахта памяти"
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«А помирать нам рановато…»
Корольков Иван Тихонович
(фотоснимок 3.07.1943 г.)
Эту строчку из песни фронтового шофера в трудные минуты жизни вполголоса напевал мой отец, родившийся 24 июня 1906 года в семье крестьянина хутора Поздняков, Задонского уезда Воронежской губернии, сержант, шофер 3 класса, призванный по мобилизации Боринским РВК 3 апреля 1942 и демобилизованный 4 октября 1945 года.
– Вся война прошла у меня на колёсах, – вспоминал отец и замолкал. За этой томительной паузой скрывались воспоминания о бесчисленных переправах под бомбёжкой, непролазном, точнее, "непроезжем" бездорожье, слёзы сирот, лютый мороз, обморожения, госпиталь…
...Поезд со спецпереселенцами сделал остановку на станции Патриаршая. Крестьянин Тихон Семёнович осторожно переглянулся с сыном Иваном. Они давно условились, что первым должен бежать отец.
Тихону Семёновичу повезло. Охранник дважды промахнулся, щелчком указательного пальца смахнул пылинку с левого плеча и процедил: «Теперьча никого не упущу!"
Действительно, не упустили никого, до самых казахстанских степей. Наконец, приехали в Караганду. Выгнали всех из вагонов. Кругом – чистое поле! Поднялась снежная позёмка. Кое из чего слепили барак и стали цепляться за жизнь...
Суровые морозы, тиф, цинга и жестокий голод за одну зиму выкосили почти всех, сначала – отцов семейств…
Молодость, крестьянская крепость помогла выбраться спецпереселенцу Ивану из, казалось бы, верных лап смерти...
24.07.1933 год. Казахстан, шахта в Караганде.
Слева направо: Корольков И.Т., Слабодчиков П., десятник Кох Александр Андреевич
Огляделся, устроился на угольную шахту и стал готовиться к побегу. Удалось бежать только с третьей попытки. Подался в родные края. Показываться на хуторе, где жила семья, было рискованно, а поэтому отправился в Воронеж, на стройку. План перевыполнял, фотографию каменщика – ударника труда – разместили на Доске Почёта. Прослышал о Воронежской автошколе «Трансэнергокадры».
– Материальную часть преподавал сын бывшего купца. Бестолковых не любил. Прямо так и отрубит на непродуманные вопросы: "Ты, милок, желаешь за здорово живёшь сразу всё узнать, а меня, чтобы на линию жизни наставить и в науку ввести, отец три пары быков продал". Спрашивал всё до "винтика", с пристрастием, как на допросе.
Я, – говорил, – не уютность в душе иметь буду, когда услышу о моих учениках, что их на «медные деньги» обучали. Ежели основательность в мыслях иметь будете, по звуку двигателя определять неполадки, то и другие машины сразу изучите. Вспомните тогда мою науку...
На фотоснимке: Корольков И.Т. – крайний справа, Слукин П.И. – в центре
Случались разные эпизоды в военной жизни.
– Вызывает как-то командир и даёт задание, – вспоминал отец, – получить на автозаводе в городе Горьком колонну автомашин и доставить её по железной дороге к месту назначения. Прибыл на завод, предъявил документы. И отправили меня в «путешествие» для сбора всяких подписей и разрешений по многочисленным кабинетам.
Наконец, очутился в каморке, где завершилось моё хождение по кабинетам. Подают мне бумаги для подписи. Я и слова не успел сказать, мол, а когда мне проверить комплектность, как подбегает с отгрузки мастер: "Сержант, что прохлаждаешься, машины уже на платформах, поезд на внешней ветке, уже отходит".
Черкнул я подписи на бумагах и бегом к составу, еле успел ухватиться за поручень последнего вагона... Когда прибыл на место, то обнаружилось, что четыре шины с внутренней стороны повреждены, бракованные.
Потребовали написать рапорт. Отец изложил в нём всю «технологию» получения машин. В письме домой распрощался с родственниками… Стал ждать решения трибунала.
Выручил командир. В очередную командировку он сам поехал на завод. Предусмотрительно оделся в комбинезон и фуфайку. Позже рассказывал: "Подхожу к рабочим на складе, угощаю сигаретами, спрашиваю: "Куда деваете вон те шины?" – и указываю на штабеля брака.
А они хохотнули украдкой: "По одной на каждую десятую машину ставим... "
На войне преодолеть испытания помогала солдатская дружба. Среди друзей был самый надёжный – Павел, ещё до войны водной автоколонне трудились.
С ним – всё делили пополам. И на фотоснимках свои "личности" увековечили:
"Снимался с тов. Слукиным Павлом Ильичем из села Борино. На память в жизни как самому, жене и деткам. 20-го августа 43 года» (мой отец справа. – Авт.) …
И после войны дружили уже семьями.
Не привёз отец с войны дорогих трофейных гостинцев. Весь его "трофей" уместился в нагрудном кармане гимнастёрки – записная книжка, в которой были записаны тексты песен предвоенного и военного времени. И среди них одна, заветная, шофёрская…
Награды обошли моего отца стороной. Да он к ним особенно и не тяготел: «Меня призвали в Красную Армию служить. Заставят по узенькой дощечке над пропастью ходить – никто меня не столкнёт с этого пути…» Встречали его машину на перекрестках военных дорог патрули. Бодро вспрыгивал на подножку юный лейтенант. Приоткрывал брезент, заглядывал в кузов. И не верил глазам своим – пусто, нет «левого груза»! Спрашивал: «Никого не везешь?» И в ответ слышал уверенное: «Я призван в армию не рубли сшибать. Не возил, и не буду возить…»
После войны из Боринского РВК прислали повестку для получения медали. Но отца с работы для получения награды не отпустили…
Подготовил Михаил Корольков. Липецк, 10.05.2022.