Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

М.И. Корольков, действительный член  

                            Петровской академии наук и искусств

(г. Санкт-Петербург)

                                                     

П.М. ШУМКОВ - ПЕРВЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ ЛИПЕЦКОГО АВИАЦЕНТРА

    Январь 1999 года. Еженедельно, каждую среду, ровно без 10 минут одиннадцать, из калитки в стене с территории авиагарнизона выходил бодрый старичок с обычной хозяйской сумкой в правой руке, переходил улицу Космонавтов и направлялся в бар, рядом с магазином "Энергия". Я заблаговременно занимал место в баре за дальним от входа столиком. После традиционного приветствия папка из коричневой хозяйской сумки незаметно для редких посетителей перекочёвывала в мою чёрную сумку. А затем начиналась получасовая беседа, в течение которой мы даже не прикасались к напиткам и закускам на столе...

    В переданной папке находились весьма ценные рукописные материалы без традиционного грифа "Совершенно секретно" и редчайшие фотографии...

Через неделю после встречи в газете "Липецкое обозрение" появлялась очередная статья моего собеседника и внештатного автора газеты, старейшего ветерана Липецкого авиацентра Павла Михайловича Шумкова.

И в этот же год, в день своего 90-летия, Павел Михайлович говорил в стенах созданного им музея авиацентра:

- Двадцатый век, мой век. На преподавательскую деятельность меня благословила Крупская. События мировой истории пересекались с моей жизнью не раз. И было множество встреч и учеников. В памяти моей не изгладились события, факты, имена...

    Родился Павел Шумков 19 ноября 1909 года в селе Фёдоровка, Московской области. После окончания школы работал учителем. На одной из бесчисленных учительских конференций юный учитель был избран в президиум вместе с Крупской. Учился сам, с увлечением обучал учеников.

    После срочной службы (1930-1934 гг.) в Особой Дальневосточной Краснознаменной армии под командованием легендарного маршала В.И. Блюхера демобилизовался и решил осуществить давнюю мечту-получить высшее образование.

    Поступил на энергетический факультет Уральского индустриального института, после производственной практики уже числился инженером-энергетиком прокатного цеха Магнитогорского металлургического комбината, но буквально за один день стал слушателем курса инженерного факультета Военно-Воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.

    «В сентябре 1938 года, вспоминал юбиляр, - нас, двести выпускников, пригласили в большую аудиторию металлургического факультета, за столом президиума увидели мы ректора института, деканов, секретарей парткома и профкома и трёх неизвестных нам лиц из Москвы. Один из них сказал, что правительство просит нас добровольно вступить в офицерские кадры Красной Армии и предложил поступить на четвёртый курс одной из двух военных академий. Я избрал для дальнейшей учёбы инженерный факультет Военно-Воздушной академии. Три студента из нашей группы отказались от добровольного вступления в армию. И с тех пор мы их уже никогда не видели...».

    После окончания академии в 1940 году работал старшим инженером 165-го резервного авиаполка в городе Иваново, а затем в той же должности в дивизии.

    В 1940 году Павел Михайлович назначается заместителем главного инженера Липецкой Высшей лётно-тактической школы ВВС (ВЛТШ). Это назначение связано с трагической авиакатастрофой летом 1940 года, когда погибли 9 членов экипажей трёх бомбардировщиков типа СБ.

    До прибытия Шумкова первое расследование завершилось, и заместитель по лётной подготовке полковник Вершинин был оправдан, но в звании понижен до подполковника.

    Кроме того, Вершинина избрали делегатом на окружную партконференцию, что вызвало в Москве сомнения о происходящих событиях в лётной школе. Для проведения дорасследования по инженерной части Шумкова срочно вызвали в Липецк.

    После проведённого дорасследования начальника ВЛТШ генерал-майора Васильева И.В. освободили от должности и разжаловали в полковники, а вместо него начальником стал полковник Вершинин (восстановленный в прежнем звании).

    П.М. Шумков признаётся, что командировка в Липецк и с ним сыграла суровую шутку: возвратиться в Иваново уже не пришлось и с этого времени его военная судьба и жизнь оказались неразрывно связанными с Липецким авиацентром.     

    В 1993 году "Липецкая газета" начала публикацию серии очерков из истории Липецкого авиагарнизона яркую повесть из 12 глав. Читатели узнали о пребывании в городе эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" (1918-1919 гг.) и эскадрильи имени В.И. Ленина (1924-1929 гг.), о формировании в 1923 году Высшей школы красных военных летчиков и деятельности занявшей её место немецкой авиашколы.

    Впервые в газете опубликованы семь статей-исследований П.М. Шумкова по истории Высшей летно-тактической школы (ВЛТШ), существовавшего в Липецке почти три десятилетия, и сменившего её Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС (ЦБП и ПЛС).

    В заключительной 12-й статье генерал-майор авиации, начальник Липецкого авиагарнизона Николай Иванович Чага выразил признательность авторам очерков и коллективу редакции и подчеркнул, что "познание истории со всеми её перипетиями, без прикрас и очернительства, помогает лучше разобраться в проблемах современности и, в конечном счёте, прибавляет уверенности на будущее".

    Даже неполный перечень статей П.М. Шумкова даёт возможность представить диапазон затронутых автором тем...    

    Кроме того, к 50-летию со дня окончания Великой Отечественной войны  Василий Шахов и Борис Шальнев организовали общественную редколлегию для подготовки и выпуска специального сборника "Липецк в солдатской шинели". Среди его материалов  особое место занимает статья П.М. Шумкова "О главном вкладе липчан в дело Победы".

    В начале статьи автор излагает своё мнение о содержании будущего издания: "...особенно нужно избежать, пока не поздно, чтобы эта книга не оказалась собранием досужих догадок и легенд, придуманных молодыми, но очень решительными на "собственный взгляд на прошлое", журналистами, со своими так называемыми "ракурсами" в оценке событий, о которых они и слыхом не слышали. В этой книге должно найтись место сообщениям даже о самых малых по своему значению событиях (один из принципов истории повседневности-М.К.). Но всё же должны быть найдены и описаны самые главные и существенные факты о вкладе липчан в 1941-1945 года в дело Великой Победы..."

     Задача оказалась непростой, ибо, как отмечает автор, за 70 лет о событиях в авиагарнизоне не было напечатано ни одной строчки. Ни в закрытых, ни в открытых средствах массовой информации.

На это было наложено прочное табу. И истинное положение дел, естественно, забывалось, а вместо достоверности оставался мусорный след из легенд, выдумок, чаще всего порочащих истинную историю Липецкого авиагарнизона.

    Приказом НКО от 20.09.1940 года ВЛТШ была реорганизована в Липецкие авиационные Курсы усовершенствования командиров эскадрилий (ЛАКУКЭ). За две недели до начала войны Курсы подготовили 329 командиров  АЭ.

    27.06.1941 года на базе Курсов директивой штаба ВВС создаётся Липецкий авиационный учебный центр-ЛАУЦ ВВС (существовал до 11.06.1942 года). Главная задача учебного центра-формирование маршевых авиационных полков. К составлению отчёта по формированию полков имел прямое отношение по должности П. Шумков.

    Работая в 1978 году в Центральном архиве Министерства обороны в городе  Подольске, он снял копию с отчётной таблицы, когда подбирал материал для экспозиции музея Липецкого авиагарнизона. Липецкий центр возместил 60% от потерянных советских самолётов в первый день войны. Объём проведённой работы грандиозный: за год работы сформировано 34 полка, с общим количеством экипажей 720!

    В этом и заключалось, делает вывод исследователь, стратегическое значение вклада липчан в первый год Великой Отечественной войны.

    За статью в сборнике автор получил премию и Диплом первой степени  в объявленном конкурсе на лучший материал о событиях в Липецке в 1941 году.

    11.06.1942 года учебный центр преобразован в Курсы усовершенствования командного состава ВВС (ЛАКУКС).

    Для исследований Шумкова характерно обилие имён, фактов, событий, служебных диалогов, описаний повседневной жизни авиацентра, выверенных суждений и мнений. К сожалению, нет в статьях ссылок на архивные источники. Автор привлекает в качестве достоверного материала воспоминания и материалы ветеранов авиацентра, в частности, Владимира Кирилловича Кравченко.

    Факты, приведённые в книгах и статьях по интересующей его теме, не просто копируются, но подвергаются критической переработке и критическим уточнениям.

    Один из любимых литературных приёмов - интригующее вступление или название статьи. И самая яркая особенность - уникальность материала, информация "из первых рук"...  Именно П.М. Шумков зафиксировал первую бомбардировку Липецка и оставил подробное описание расследования этого события.

    Из всех преподавателей Василия Сталина только Шумков оставил воспоминания о пребывании сына Сталина в Липецке. В очерке "Этот день мы приближали, как могли..." он сумел передать дыхание эпохи, тревожную атмосферу ожидания нежданного "гостя", особенности его обучения, поведения, отношения к липчанам...

      Приведём фрагмент воспоминаний с характерным названием "Один ученик":

      "Ранним сентябрьским утром сижу за столом, готовлюсь к занятиям с курсантами моей школы. Не заметил, как в кабинет вошёл подполковник Алексей Фёдорович Илюхин. Укладываю в полевую сумку материалы, а Илюхин с заметной усмешкой молвит:

- Ну, Павел Михайлович, скоро у тебя будет ещё один ученик. Да ещё какой!

- Мне лишних не надо, - спокойно отвечаю.

- И всё же...

- А кто он? (Я, грешным делом, подумал, что кто-то "продвигает" призывника из офицерской семьи.)

- Сын Сталина, Василий...

- Это меня не касается... - негромко ответил я и торопливо вышел из кабинета. Меня ждали мои курсанты...

По дороге невольно подумал: "Что за чушь?"

    Но через несколько дней "чушь" стала явью: я стал одним из преподавателей не группы или класса слушателей, а "одного ученика"... Обучение продолжалось с января по май 1941 года, задавать вопросы "ученику" преподаватели не имели права... 

    01.06.2000 года в Липецкой газете опубликован некролог: ушёл из жизни старейший ветеран Липецкого авиагарнизона, подполковник в отставке Павел Михайлович Шумков. После увольнения в запас более двух десятков лет являлся научным сотрудником отдела Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины.

    И на заслуженном отдыхе ветеран фактически оставался в строю. Он стал первым летописцем авиационной истории Липецка. При его непосредственном участии создан авиационный музей, который был открыт для посетителей в 1980 году.