Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

А.С. Шматко, майор запаса

В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С НПП-78

    Я был призван в ряды Вооружённых Сил СССР из запаса Подольским РВК Московской области 1 сентября 1980 года. Согласно полученному предписанию прибыл в отдел кадров в/ч 62632 (командир части генерал-лейтенант Бобровский А.И.), откуда уже был направлен в распоряжение командира в/ч 10226 (204-й ОБС и РТО).
    На момент моего прибытия в часть, она уже обладала устойчивой репутацией воинского коллектива, способного качественно выполнять поставленные перед ним задачи.
Командиром части тогда был подполковник Ломаев Ю.Г., его заместителем майор Степанов С.Д., начальником штаба майор Кальнов Г.И., заместителем командира по АСУ майор Бассаров В.М. и замполитом части майор Масликов В.С. Войсковая часть была создана в 1953 году и в её формировании активное участие принимали ветераны-связисты участники Великой Отечественной войны и подчинялась непосредственно Главкому ВВС.
    Дальнейшая моя служба проходила в 2-й роте (1-й РЛУ) в должности начальника смены группы автоматизации командного пункта (начальник группы капитан Пукин О.М.), где командиром роты (начальником узла) был майор Белобрагин Ю.Ф.
    Большую роль в моём становлении, как командира и воспитателя личного состава, сыграли такие офицеры, как упомянутые выше майоры Кальнов Г.И., Белобрагин Ю. Ф., Бассаров В.М., а также капитаны Пукин О.М., Дунаев В.М., Голубев Н.Г., Иванов А.Н., Зимонин В.И.
    Не могу не помянуть здесь добрым словом подполковника Медведева Н.Л., начальника Отдела связи соединения. Узнав, что я окончил Рязанский радиотехнический институт, он взял надо мной, в какой-то степени, шефство: оказалось, что он получил высшее образование на заочном отделении радиотехнического факультета РРТИ.
    Служба моя началась с постановки меня в строевой части (начальник старший лейтенант Быковский И.В.) на все виды довольствия. Далее - получение личного оружия, а также обмундирования, которое мне выдавал начальник вещевой службы части лейтенант Мухин А.А., приложивший много усилий для того, чтобы личный состав части был экипирован в соответствии с требованиями уставов.
    Практическое освоение уставов (теоретически мы изучали их на военной кафедре в институте) продолжалось во время несения службы дежурным по автопарку, помощником дежурного по части, начальником смены по охране позиции.
    Через небольшой промежуток времени после сдачи зачёта меня допустили к несению караульной службы на гарнизонной гауптвахте (ГВ). Большую работу со мной по подготовке к несению службы на ГВ провёл наш командир роты майор Белобрагин Ю.Ф. Без преувеличения можно сказать, что он сыграл самую значительную роль в становлении меня, как офицера, наряду с майором Кальновым Г.И. и капитаном Пукиным О.М.

    Наряд на гауптвахту (начальник капитан Олещук) было уже серьёзным
заданием. Произошло немало непри-ятных эпизодов во время несения службы на ГВ у начальников караулов, в т. ч. и у офицеров нашей части. Мне в этом плане повезло: больших претензий ко мне, как начальнику караула, не было, т.к. служба была организована в строгом соответствии с Уставом ГКС ВС СССР.

     Но главной нашей задачей являлось обеспечение полётов лётных частей, входящих в состав соединения, в строгом соответствии с «НПП-78», а проще говоря: качественно и без предпосылок к лётным происшествиям по вине личного состава нашей части. С первых дней пребывания на службе я и другие молодые офицеры (лейтенанты Михеев В.А., Иванов Э.Н., Бородаев А.В.) принялись активно изучать технику, которую нам предстояло в будущем готовить и обслуживать во время обеспечения полётов.

    Признаюсь, я не стеснялся учиться у любых специалистов, что впоследствии помогало мне более уверенно и качественно выполнять свои служебные обязанности.
    Большую помощь в изучении РЭС обеспечения полетов нам оказывали: старшие лейтенанты Яровой Е.М., Яновский А.И. в освоении аппаратуры приборного наведения (объект ВП-11 «54-й прицеп»), по РЛС – капитаны Кулеша В.С., Иванов А.Н., старшие лейтенанты Рыбкин В.А., Бирюлин Л.А., Сорокин Ю.В., а по средствам радиосвязи – старшие лейтенанты Федорчук В.А., Петерсон Юрий Эрнст-Вольдемарович, Кириллов А.А. и Рожко И.И.
    Практически сразу после нашего прибытия поступил приказ о развёртывании аппаратуры комплекса средств автоматизации командного пункта воздушной армии ВП-05М.
    Руководство работой и самое активное участие в ней осуществлял капитан Пукин О.М. (руководитель зам. командира по АСУ майор Бассаров В.М.), а также лейтенанты Иванов Э.Н. и Михеев В.А.
    После развёртывания комплекса средств автоматизации (КСА) мы начали изучение аппаратуры объекта: капитан Пукин О.М. каждому дал конкретное задание по изучению составляющих объекта.
    Так, лейтенант Михеев В.А. осваивал вычислительный комплекс «Аргон», а лейтенант Иванов Э.Н. аппаратуру обработки и передачи данных «Паутина». Мне досталось изучение аппаратуры отображения воздушной обстановки под условным наименованием «Ксенон».

    Зачёт на самостоятельное обслуживание объекта ВП-05М у нас принимали лично начальник Отдела связи подполковник Медведев Н.Л. и офицер отдела – майор Сугробов В.К.
    Через некоторое время состоялся показ работы объекта
вышестоящему командованию: приехало несколько генералов, которым продемонстрировали работу объекта (у меня сложилось впечатление, что они остались весьма довольны результатами).
    К сожалению, штаты не были утверждены, в результате система «Воздух Подвижный-Модернизированный» на нашем аэродроме не была развёрнута в полном объёме. В дальнейшем КСА ВП-05М мы передали для дальнейшей эксплуатации в другую часть, а нам прислали для работы объекты системы ВП-03М и ВП-02М, которые были развёрнуты на позиции. Развёртывание данных объектов возглавляли капитан Яновский А.И. и старший лейтенант Иванов О.П. Активное участие в развертывании объектов принимали ст. лейтенант Шашкин Б.М. и лейтенант Исоченко А.Н.
    В дальнейшем проводились постоянные сеансы связи с МВ РЛП (нач. группы капитан Николаенко, нач. узла майор Мешков) 3-й роты, расположенным в районе города Семилуки.
    Наряду с работой на объекте ВП-05М мы участвовали в мероприятиях по обслуживанию самого командного пункта, в котором рабочие места ОБУ были оборудованы ламповыми индикаторами кругового обзора (ИКО) типа «Стрела-В1».
    Аппаратура, в общем-то, надёжная, но в процессе работы всё же требующая периодической подстройки. Её замена в дальнейшем на транзисторные «Пикеты» значительно повысила безотказность работы изделия.
    Здесь необходимо отметить, что всё оборудование имело как минимум 100% резерв, а начальник группы капитан Пукин О.М. очень придирчиво следил за тем, чтобы резерв находился в рабочем состоянии. Проверки работоспособности проводились очень часто и, не дай Бог, если что-то не сработает. В этом случае сразу следовали воспитательные меры, но мы в таком случае даже не обижались.

    Большое значение на КП придавалось работе аппаратуры объективного контроля (ОК), где включение камер осуществлялось личным составом срочной службы, и подготовка оператора была важной задачей всех начальников группы автоматизации КП.
    За качество работы всей аппаратуры во время обеспечения полётов отвечал лично ОДС и РТО. Не раз было, что при разборе полётов и выставлении оценки нашей части принималось во внимание качество работы ОК.
    Так, один раз нас обвинили в том, что оператор ОК неверно настроил ИКО и плёнки оказались очень низкого качества. В процессе разбора удалось убедить командира смешанного полка полковника Куйжуклу К.П. в том, что нашей вины здесь нет.

    Одними из первых в
частях связи и РТО полётов на КП специ-алистами нашей части был реализован прин-цип совмещения инфор-мации от РЛС метрово-го и сантиметрового диапазонов. Это позво-ляло в реальном режи-ме времени получать первичную информацию в ближней зоне (до 60 км) от 1РЛ131 (нач. станции старший пра-порщик Петраков А.А., несколько позже его сменил ст. прапорщик Родионов В.В.) и далее от РЛС 1РЛ139Р3 (начальники станций капитан Кулеша В.С. и старший лейтенант Сорокин Ю.В.).
    В дальнейшем начальниками станций см-диапазона становились капитаны Афанасьев А.Н., Бородаев А.В., Пономарев В.А., Попов А.С., Рогачёв М.С. и другие.
    Здесь же можно упомянуть об установке на КП аппаратуры «Карта», которая позволяла ОБУ (офицеры боевого управления) контролировать на экранах ИКО маршруты полётов и зоны боевого применения авиации. Здесь большую работу по её вводу в эксплуатацию провели капитаны Рогачёв М.С., Рыбкин В.А., Сорокин Ю.В. под общим руководством майора Пукина О.М.
    Нормальное обеспечение полётов авиационных полков (в/ч 23535 и в/ч 23251) не могло проходить без отличной работы личного состава радиовысотомеров ПРВ-9, ПРВ-11, ПРВ-13 (начальники капитаны Иванов А.Н. и Зимонин В.И.).
    Выносы ПРВ были установлены на КП для удобства работы ОБУ по их просьбе, что позволяло более оперативно реагировать на обстановку в воздухе и управлять летательными аппаратами.
    Несколько слов хочу сказать об офицерах боевого управления, профессионалах своего дела. В первую очередь это начальник КП подполковник Грыжанов В.Ю. и затем сменивший его майор Истомин В.И., а также офицеры боевого управления Хворост В.Ф., Суховских Ю.В., Кулаков В.П., Гребень В.А., Козлов В.И., Неганов Е.В., Галкин И.А., Сазонов Ю.В., Моисеев О.И., Ахметшин С.М., Колтаков А.В., Усенко Ю.В., Долгоаршинных Ф.В. и другие.
    Они осуществляли умелое руководство полётами в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. 
    Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с НПП-78 (далее НПП-87) питание КП и всех других потребителей осуществлялось от автономных источников питания дизельных электростанций «ЭСД-60». Начальником электросиловых установок был наш «Дед» – старший прапорщик Знаменщиков А.П., у которого они работали, как «часы».
    После увольнения в запас эстафету у него приняли прапорщики Беляев М.Н., Бахаев В.И. и далее прапорщики Зобов Н.Н., Заострожин. На других объектах начальниками ЭСУ в разное время были прапорщики Диденко Б.П., Попко П.И., Лутцев, Черешнев и другие.

    На КП располагался и пункт управления громкоговорящей и телефонной связью (ГГС и ТС), обслуживанием оборудования которого занимался прапорщик Хороняк Н.И., позднее его заменил Липилин В. А., а далее Трухачев С.Н.
    Свои служебные обязанности они всегда выполняли добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
   Самое большое помещение после комнаты БУ занимала радиорубка, где располагались связные радиостанции «Р-122», «Р-137», «Р-140», «Р-824». Со временем они постепенно заменялись по возможности и по функциональности современными: Р-845, Р-862. Большую работу по переоборудованию радиорубки, обслуживанию РС проводили дежурные по связи прапорщики Бочаров А.И., Рудой М.И., Терехов А.Г., Тонких В.В., Лафенко.
    Руководство этими работами осуществляли капитаны Кириллов А.А., Федорчук В.А., старший лейтенант Симонов А.Е. Нельзя здесь не вспомнить добрым словом подчинённых: зам. командира по АСУ майора Шелякина В.В., старших лейтенантов Сурьму И.С., Монакова П.С., Рыжова М. В., старшего прапорщика Петракова В.А. В последние годы значительный вклад в обслуживание средств связи внесли капитан Потанин, прапорщик Луговских К.Г.
    После ввода в эксплуатацию нового корпуса ЦКДП штаб нашей части был размещён в этом здании. Поступил также приказ о перемещении в него и КП. Сложность задачи заключалась в том, что необходимо было сохранить работу и на старом КП. Эту задачу, выполнением которой руководил майор Пукин О.М., специалисты нашей части выполнили качественно и в срок.
    Самое активное участие в этих работах приняли офицеры Рогачев М.С., Обыденнов М.В., Попов А.С., Бородаев А.В., Михеев В.А., Тарасов В.В., Терехов Н.А., Чалых П.И., Иванов О.П., Симонов А. Е., Ткаченко С.А., Исоченко А.Н., прапорщики Бочаров А.И., Водопьянов А.В., Родионов В.В.
    Спустя некоторое время здесь была развёрнута и новая аппаратура приборного наведения «Сплав», которая по своим характеристикам значительно превосходила АПН ВП-11М (54-й прицеп). Переучивание для работы на этом объекте офицеры части проходили в г. Кировокан. Помню, сколько нервов потратило командование части и подразделения, когда находившийся там на переучивании лейтенант Лепешкин А.М., попал в Спитакское землетрясение в декабре 1988 года.
    Информация от него не поступала, связь исчезла, но, к счастью, всё обошлось. Работали на новом объекте капитаны Назаров Н.И., Иванов О.П., старшие лейтенанты Омельницкий Г.И., Кушпель Э.В., Ледовских С.В., Истомин Д.В., лейтенанты Колодин Н.Н., Лепешкин А.М., Переяславец С.В., Саблин Г.И. и другие.
    Некоторое время мне пришлось исполнять обязанности нештатного метролога в/ч 10226. Тогда для проверки состояния, учёта, поверки и ремонта измерительных средств (ИС) и приборов, как обычно, прибыла размещённая в пассажирском ж. д. вагоне лаборатория «ЛИТ-145». Её сотрудники очень требовательно подходили к приёму и оценке состояния ИС.
    Учитывая, что в части всё было организовано в соответствии с требованиями «Наставления по организации и учету средств измерения в воинских частях», то в этот год нашу часть оценили на «хорошо». Многие тогда утверждали, что столь высокая оценка – первая с момента создания части.
    Главную роль в армии всегда играет КОМАНДИР части. Он определяет ВСЮ военную политику части и решает ВСЕ военные и жизненные вопросы части. Командирами нашей части (за время моей службы) были подполковники Ломаев Ю.Г., Доронин А. В., Верстаков В.В., Астахов В.А., Павлов Н.Н., Лучинкин В.И.
    Не зря говорят, что лицом воинской части является его начальник штаба. 204-му ОБС и РТО полётов никогда не было стыдно за них: майоры Кальнов Г.И., Белобрагин Ю.Ф., Астахов В.А. (позже был назначен командиром части), Бардокин А.А., Фролов М.И. достойно представляли нашу часть.
    Большую работу по воспитанию личного состава проводили политработники части. Прежде всего, хотелось бы назвать майоров Чубенко С.И., Масликова В.С., Бабенко А.И., Федорова М.И., капитанов Косых А.М., Кондратьева В.П., Свиридова В.В., Анкудинова А.В., старшего лейтенанта Тихолиз В.М.
    Несколько слов следует сказать о строевой части, без которой вообще нельзя представить нормальное функционирование любой воинской части. В разное время её возглавляли и там работали капитаны Быковский И.В., Яковлев А.И., Ларин Е.В., Дунский Э.Н., прапорщики Маликов А.В., Кончаков М.С., Кудрявцев и другие. В финансовой части в те годы проходили службу старшие лейтенанты Сладких А.П. и Владимир Амельянчик, старший прапорщик Бессонов Н.И. и др.
    Состоянием здоровья всех наших военнослужащих занимались офицеры медицинской службы, в разное время это были майор Беленький В.И., капитаны Музыченко С.И., Локтев А.П., лейтенат Мосякин В.М.
   Роль старшин подразделений при воспитании личного состава невозможно переоценить. Подъёмы, отбои, подготовка к несению караульной службы, внешний вид, порядок в казармах – это их «поле» деятельности.
  Большое им спасибо за всё, что они делали. В разное время старшинами подразделений были старшие прапорщики Кунаков В.И., Сафронов А.Ф., Кривенцов А.И., Черников В.Ф., Берлин В.Э., Скороваров А.П., Васильковский А.В., Сульженко Н.М. и др.
    В заключение можно сказать, что процесс развала нашей страны и гибели Великой Державы под названием СССР в 90-е годы коснулся и нашей части. На аэродроме «Липецк-2» оказалось в наличии две части связи, что было явно излишним. Повсеместно шли сокращения воинских частей, где, как говорится, «резали по живому».
    Отделом связи соединения (начальник подполковник Павлов Н.Н.) было принято решение ходатайствовать перед вышестоящим командованием о передаче в/ч 10226 в подчинение части, расположенной в г. Воронеж. Через некоторое время уже туда поступил очередной приказ о сокращении и командование части в городе Воронеж приняло решение сократить в/ч 10226.
    Таким образом, наша в/ч 10226 (командир подполковник Лучинкин В.И.) прекратила своё существование 1 мая 1998 года, ровно через 45 лет с момент её организации. Знамя части, и все документы были сданы в Центральный архив Министерства обороны в городе Подольск начальником штаба майором Фроловым М.И.
    Приношу глубокие извинения тем офицерам и прапорщикам, которые внесли свой достойный вклад в повышение боеготовности части, качественное обеспечение полетов, но не упомянуты здесь. Объясняется это, прежде всего, ограниченным объёмом данной записки, а также ненадёжностью человеческой памяти. Она иногда, как и техника, даёт сбои…

Краткая биографическая справка об авторе

    Шматко Александр Степанович, родился 08 августа 1952 г. в посёлке Фосфоритном, Воскресенского района Московской области. В 1959-1969 годах обучался в средней школе № 14 города Воскресенск.
    В 1970-1975 году учился в Рязанском радиотехническом институте. По окончании военной кафедры РРТИ было присвоено воинское звание «лейтенант-инженер» запаса. За время военной службы в течение 12 лет занимал должность начальника группы автоматизации КП (отвечал за оборудование КП).
    Уволен в запас 22.04.1999 года в воинском звании «майор». После увольнения в запас два года отработал Старшим помощником начальника отделения по призыву военнослужащих на контрактную службу в военкомате города Липецк.