Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

А.Н. Исоченко, подполковник запаса ФСБ России


БЕЗ СВЯЗИ НЕТ УПРАВЛЕНИЯ.
БЕЗ УПРАВЛЕНИЯ НЕТ ПОБЕД!

    Самолётовождение и выполнение поставленных задач в любое время суток и при любых метеорологических условиях обеспечивается соответствующими средствами радионавигации, радиолокации и связи. Авиационная составляющая взаимодействия с другими видами вооружённых сил и родами войск также требует оперативной и безотказно действующей наземной связи со штабами и командными пунктами (КП) общевойсковых соединений, частей ПВО сухопутных войск.
    Эти задачи выполняли разнообразные средства радио и проводной связи, комплексы автоматизированных систем управления фронтовой авиации, состоявшие на вооружении 204-го ОБС и РТО (в/ч 10226).
    В свою очередь, управление самой авиацией, обеспечение безопасности полётов и эффективности её использования в значительной степени определялось надёжностью и безотказностью действий всех сил и средств связи и РТО.
    По мере усложнения задач, выполняемых авиационными частями, постоянно совершенствовалась их материальная основа. Своей умелой организаторской и воспитательной работой командование части в/ч 10226 направляло усилия личного состава на качественное освоение новых типов радиолокационных станций (РЛС) – дальномеров и высотомеров, авиационных УКВ радиостанций и пеленгаторов, наземных коротковолновых и радиорелейных станций, средств многоканальной проводной связи и автоматизированных систем управления (АСУ).

РЛС П-37 (1РЛ139)

 РЛС П-40 (1С12) «Броня»

    Особенно большой объем работ пришлось выполнить специалистами 204-го ОБС и РТО в ходе поступления авиационной техники нового поколения на вооружение ВВС СССР в конце 70-х годов прошлого века. В возведённых строителями зданиях и на объектах необходимо было установить соответствующее оборудование управления полётами и связи. Знающие специалисты могут представить, чего стоит, к примеру, сооружение возвышений («горок») для установки станций радиолокационного обзора дальней зоны. Не вдаваясь в детали, следует подчеркнуть, что поставленные задачи тогда были выполнены в установленные сроки и с высоким качеством.
    Одновременно с их появлением на вооружение частей связи и РТО полётов Липецкого авиацентра стали поступать современные образцы техники связи, аппаратные средства АСУ (КП полка ВП-03М («Воздух-Подвижный») и автоматизированного наведения (ВП-11 «Каскад» или «54-й прицеп»).
    Под руководством подполковников Медведева Н.Л., Верстакова В.В. и подчинённых им командиров подразделений Золотарёвым В.И., Калинчиковым Н.А., Белобрагиным Ю.Ф., Назаровым Ю.А. успешно и в кратчайшие сроки были освоены двухкоординатные РЛС кругового обзора П-18 («Терек»), П-37, П-40 («Броня»), радиовысотомеры ПРВ-13 «Надёжность», ПРВ-16 «Наклон», ПРВ-17 «Линейка».

Высотомер ПРВ-13 (1РЛ130)

Высотомер ПРВ-16 (1РЛ132)

Высотомер ПРВ-17 (1РЛ141)

    Для передачи первичной радиолокационной информации на удалённые рабочие места офицеров боевого управления (ОБУ) и других потребителей, в т.ч. и в новом здании штаба Центра, были задействованы радиолинии РЛ-30-1М (1РЛ51М2). Большой объём работ инженерного и организационного характера выполнен начальниками станций Рогачёвым М.С., Сорокиным Ю.В., Дунаевым В.М., Ивановым А.Н., Рыбкиным В.А. при развёртывании наземных запросчиков новой системы опознавания государственной
принадлежности (НРЗСО) 1Л22 «Пароль».

РЛС П-18 "Терек" (1РЛ131)

Система опознования  НСР30 "Пароль" (1Л22)

    В ходе полётов истребительного полка активно использовалась аппаратура приборного наведения ВП-11М («54-й прицеп»). По радиолинии «Лазурь» на базе УКВ радиостанции «Р-845» на борт истребителей МИГ-23МЛД передавалась в полуавтоматическом режиме необходимая лётчикам информация для перехвата цели и привод самолёта в случае необходимости в район аэродрома. Помимо этого, локаторщики батальона внедрили ряд разработок и рационализаторских предложений, существенно повысив информационную отдачу от уже развёрнутых радиолокационных средств.
    Так, на Липецкой «площадке» впервые заработала схема вывода на экраны индикаторов кругового обзора (ИКО) совмещённой первичной радиолокационной обстановки (отдельно от двух разных типов РЛС). Ближняя зона отслеживалась РЛС метрового диапазона типа П-18 «Терек», дальняя (от 60 километров) – РЛС сантиметрового диапазона типа П-37, что в свою очередь обеспечивалось синхронным и синфазным вращением антенно-мачтовых устройств (АМУ) обеих станций.
    Особенности распространения радиоволн метрового диапазона позволяли хорошо «видеть» воздушное пространство вокруг аэродрома с минимумом, т.н. «мёртвых зон» на предельно малых высотах. Дальше «работали» станции более высокого частотного диапазона на удалении свыше 300 километров.
    Одновременно был создан трёхкратный резерв по радиолокационным станциям П-37 (условные наименования «Сатурн», «Дренаж» и «Титан»), переключение которых надёжно и быстро производилось дежурным по связи и РТО полётов на новом командном пункте в районе их развёртывания.
    Схема последнего была разработана заместителем командира части по радиолокации подполковником Пукиным О.М. и реализована личным составом подразделений майора Ярового Е.М. и Бирюлина Л.А.
    Отличительной особенностью элемента инфраструктуры такого крупного авиационного объекта, как аэродром «Липецк-2», явилось использование на командных пунктах индикаторов кругового обзора «Пикет» на полупроводниковой элементной базе.
    Существенное изменение в лучшую, по надёжности и эргономичности, сторону претерпели средства объективного контроля (фотоприставки и аппараты звукозаписи на базе многоканального магнитофона АМЗ-23), громкоговорящей связи и оповещения.
    Впервые, с использованием изделия 1Е12 «Карта», появилась возможность на ИКО электронным путём наносить графические схемы с указанием пилотажных зон, маршрутов перехвата, запасных аэродромов и т.п.
    Отдельно следует сказать в отношении комплекса средств автоматизации «Воздух-ПМ» (подвижный, модернизированный): командного пункта авиационного полка ВП-03М и воздушной армии ВП-05М. Отсутствие там штатного комплекта личного состава не позволяло раскрыть их потенциальные возможности в полном объёме.

9-1

    В тоже время имеющимися силами (группа автоматизации капитана Яновского А.И.) они поддерживались в рабочем состоянии с регулярным проведением тренировок по приёму и обработке вторичной радио-локационной информации с маловысотных радиолокационных постов ВП-01М в Воронежской области по каналу связи на базе коротковолновой радиостанции «Р-140». Имитировалась воздушная обстановка разной сложности с заданными параметрами через возможности вычислительного комплекса объекта. 

9-2

    В дальнейшем, там же прошла опытную проверку более современная (по элементной базе) аппаратура пунктов обработки радиолокационной информации (ПОРИ), новые изделия приборного наведения типа «Сплав».

 Весомый вклад в обеспечение боевой готовности внесли офицеры и прапорщики, сержантский и рядовой состав роты связи под командованием капитана Бардокина А.А. 

    Благодаря им руководство Центра, командиры авиационных полков и других частей обеспечения, полигонов «Ратчино» и «Погоново» круглосуточно имели возможность использовать для обмена информацией, передачи сигналов и команд боевого управления все виды аппаратуры засекречивающей связи (ЗАС) по каналам проводной, радио и радиорелейной связи. Большую работу по сплочению воинских коллективов частей связи и РТО полётов в ходе освоения новой техники и её практическому использованию, исключению предпосылок к совершению различного рода воинских правонарушений проводили политработники Бабенко А.И., Бацулин С.А., Зайцев В.Д., Кондратьев В.П., Косых А.М., Свиридов В.В., партийный и комсомольский актив соответствующих подразделений.

    Значительное количество личного состава, призванного из различных регионов бывшего Советского Союза, требовало организации вдумчивой и кропотливой воспитательной работы с ним.
    Основанная на правильном сочетании постоянной заботы о подчинённых с одновременной требовательностью к ним, она дала необходимые результаты. В отчётный период по вине авиационных связистов не было допущено ни одного лётного происшествия, до минимума было сокращено и количество предпосылок к ним.
    По состоянию воинской дисциплины и службе части связи и РТО Липецкого гарнизона всегда отличались в лучшую сторону. За добросовестный ратный труд связисты липецкого авиационного гарнизона неоднократно поощрялись командованием Центра.
    Почетного звания «Заслуженный работник связи» были удостоен подполковник Павлов Н.Н.
    Знаком «Почётный радист» награждены офицеры Балычев А.А., Голубев Н.Г., Гирчев А.Н., Медведев Н.Л., Черкашин А.И., Шабалин В.В., Щипакин А.М.
    Высокая результативность работы личного состава обеспечивалась умелым руководством и повседневным контролем со стороны отдела связи, который в разное время возглавляли Шабалин В.В., Медведев Н.Л., Павлов Н.Н., Черкашин А.И., Межинов А.В.
    В настоящее время аэродром «Липецк-2» оснащён самыми современными средствами радиотехнического обеспечения полетов, светотехническим оборудованием, комплексом средств руководства полетами, средствами объективного контроля, многоканальными цифровыми мониторами.
    К тому же он был и остаётся местом проведения государственных и войсковых испытаний новых образцов техники связи и РТО.